Извозчики и огородники
Рядом с домом каждого извозчика была землица - у кого гектар, у кого два. Ведь чтобы кормить лошадей, нужны пастбища и сено. Также держали корову. Молочными делами занимались жены.
Утром молочницы вместе с мужьями ехали в город, поставив на телегу бидон с молоком. Молоко тогда не продавали в магазинах - молочницы сами ходили к покупателям. А их мужья, работавшие на ломовиках, отправлялись в порт. Там всегда хватало грузов: приходили суда из внутренних губерний России.
Существовал и кодекс рижского извозчика. Один из его параграфов гласил, что извозчик не должен был быть «заметно пьян». Пить, как видим, не возбранялось, но в меру, для сугреву. А чайные, где фурманы отогревались в морозные дни, располагались около набережной. Кстати, выражение «дать чаевые» тоже связано с извозом. Чаевые полагались, чтобы извозчики могли согреться чайком в ближайшей чайной или трактире.
Извоз практически полностью был уделом латышей
Связано прошлое Пурвциемса и с огородными колониями. Если извозчики были постоянными жителями Пурчика, то владельцы огородов приходили сюда только по делу. А огородные плантации когда-то простирались в районе нынешней улицы Августа Деглава. В отличие от извоза, который практически полностью был уделом латышей, огородничеством занимались русские.
«С давних пор русские огородники снабжают нас спаржей, дынями и огурцами из парников, расположенных в арендуемых ими в городе и в окрестностях его огородах, - писал в 1826 году рижский литератор Иоганн Герман Цигра. - Они же снабжают нас различными южными фруктами и овощами в таком количестве, по такой ничтожной цене и в такое необычное время, что за границей этому бы не поверили...»
Как появлялись улицы
Часть Пурвциемса, включавшая Гризиньское имение, была включена в состав Риги в 1828 году, остальная - в 1930-е годы. Тогда здесь и начинается прокладка улиц, строительство одноэтажных жилых домов. Да и до центра можно было уже добраться не только извозчиком, но и городским автобусом, причем и дешевле, и быстрее. Были и муниципальные линии, и частные. Ну а для перевозки чего-то серьезного - мебели или стройматериалов - все равно прибегали к услугам ломовиков.
Среди первых улиц района - нынешняя Августа Деглава. В XIX веке она не имела названия, в народе ее называли Румпенгофская - так как вела она в Румпенгофское поместье. Вначале улица шла только до железнодорожных путей, но в 1897 году ее продлили. Одну часть начали называть Старая Румпенгофская, вторую - Новая.
После того как из Риги в Мюльграбен (нынешние Мангали) пустили поезд, одна из остановок появилась на месте нынешнего Деглавского путепровода. Она так и называлась - Румпенгофская. Кстати, самая первая остановка от Риги была на Гертрудинской улице, возле нынешнего тоннеля под железнодорожными путями.
Лишь в 1937-м улицу назвали именем Августа Деглава - писателя, десять лет жившего в доме под номером 24.
Возле нынешнего стадиона «Даугава» - на углу ул. А. Деглава и Аугшиела - в начале XX века был трактир Озолиня, за ним тянулась колония огородов. В 1930-е были на ул. А. Деглава и небольшие предприятия: пуговичное, консервное, мебельное.
Эра многоэтажек
Путепровод над железнодорожными путями появляется в 1966 году. Тогда в Пурвциемсе и начинается строительство многоэтажек. Первые были пятиэтажные, кирпичные; позднее наступила эра блочных домов. Жилмассив Пурвциемс во многих отношениях стал в городе пионером.
Здесь был построен самый первый в Риге универсам - «Минск» (1977 г.), грандиозный комплекс по продаже мебели - Дом мебели (1980 г.), первые в Латвии дома из монолитного железобетона - так называемый французский проект (на ул. Мадонас, 21 и 23) появился в конце 1970-х. Народ окрестил эти дома «початками кукурузы», хотя архитекторы и сегодня считают их одними из лучших многоэтажек советского времени.
Самый первый в Риге универсам - «Минск» - был построен в 1977 году...
...а Дом мебели - в 1980-м.
Впрочем, не скупились рижане на названия и для других проектов Пурвциемса. Так, многосекционные 9-этажные дома - от ул. Дзелзавас и Вайдавас до ул. Стирну - получили название «Китайская стена», а дома от ул. Дзелзавас, Гунара Астры до ул. Илукстес - «Кремлевской стеной». Народ уловил не только внешнее сходство: там жили сотрудники КГБ.
Жители района со стажем не забыли и портрет Леонида Ильича Брежнева во всю стену на брандмауэре одного из домов (угол ул. Дзелзавас и Гунара Астры). Магазины в этом доме получил несколько названий: «Брежневский гастроном», «У Ильича» и «Под бровями».
Самое смешное название магазина в этом доме - «Под бровями»
Пурвциемс и в наше время продолжает держать марку новатора. Дом, который тут был построен в 2008 году (ул. Гунара Астры), считается самым высоким жилым домом левобережья: 24 этажа. В том же году он был назван лучшей новостройкой 2008 года.
Строительство многоэтажек на ул. Стирну
Сегодня попасть из Пурвциемса в центр на общественном транспорте проще простого: троллейбусы, маршрутки, автобусы... Дотошные архивисты скажут, что добираться можно было бы еще быстрее - если бы в советское время не похоронили идею строительства метро, одна из станций которого должна была быть у «Минска».
1976 г. Пурвциемс. Еще нет девятиэтажек на ул. Стайцелес, многоэтажек у "Минска", кольца троллейбуса N6. Фото - Esprimo.
Но начиналось все когда-то проще - с извозчичьих пролеток. Все же стоит нашим градоначальникам подумать о памятнике рижскому извозчику в Пурвциемсе...
Илья ДИМЕНШТЕЙН.
Фото из коллекции автора, Дэвида ПИРСОНА, найденной Александром Л. ЛИТВАКОМ.