Из масштабного (примерно на 2 тыс. страниц) доклада американских военных о событиях тех дней, полученного газетой The Washington Post, следует, что, «если бы политики обратили внимание на сигналы того, что происходило на земле», а именно на решимость «Талибана» и его возможности по захвату власти, удалось бы «гораздо лучше подготовиться к проведению более упорядоченной» операции. Это, в частности, следует из показаний, которые дал следователям контр-адмирал ВМС Питер Васели. Именно он в те дни на месте событий руководил эвакуацией.
В докладе среди прочего сообщается, что изначально военные запрашивали на эвакуацию посольства США две недели. Но когда стало понятно, что время поджимает, 12 августа госсекретарь США Энтони Блинкен и советник президента по национальной безопасности Джейк Салливан потребовали ускорить процесс.
Доклад был получен газетой в результате запроса в рамках Акта о свободе информации, который обеспечивает право общественности на доступ к документам правительства США. При этом запрос был сделан вскоре после самоподрыва смертника в аэропорту Кабула 26 августа (в результате произошедшего погибли более 200 человек, включая 13 американских военнослужащих). Но предоставлен документ был лишь недавно.
Помимо негативных оценок высшим военным командованием процедуры вывода войск из Афганистана доклад содержит ранее неизвестные сведения о стычках американских военных не только с боевиками «Талибана», но и (в результате царившей неразберихи) с бойцами элитного афганского ударного подразделения. В результате тех перестрелок погибли два боевика «Талибана» и один афганский военный.
Комментируя недовольство американских военных, уходящий в отставку глава Центрального командования вооруженных сил США (CENTCOM) генерал Кеннет Маккензи заявил The Washington Post, что их позиция по поводу того, что эвакуацию можно было организовать по-другому, понятна. Он согласился, что среди американского военного руководства на разных уровнях «есть серьезное разочарование» по этому вопросу: многие уверены, что альтернативные решения были бы более эффективными. «Однако у нас был приказ, и у нас была расстановка сил. Ты исходишь из этого»,— отметил Кеннет Маккензи.
Тем временем официальный Пентагон продолжает настаивать на том, что эвакуация была «историческим достижением». Пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби добавил в беседе с The Washington Post, что в ведомстве обязательно «воспользуются полученными уроками, применив их, как всегда, четко и профессионально». Представитель Госдепартамента не ответил газете напрямую на вопросы касательно качества процедуры эвакуации, поднятые военными. Однако в ведомстве отметили, что занимались исправлением ошибок предыдущей администрации.
Еще до появления доклада вопросы к операции по уходу США из Афганистана возникли как у международного сообщества, так и у американцев. Именно те августовские события стали точкой отсчета, после которой начали падение рейтинги президента США Джо Байдена, называвшего операцию по эвакуации «необычайным успехом». Согласно агрегатору результатов соцопросов RealClearPolitics, в среднем деятельность президента сейчас одобряют на 15 процентных пунктов меньше людей, чем перед выводом войск. На сегодня это всего 39,8% граждан.
Очевидно, что оппоненты господина Байдена попытаются использовать появившийся доклад как еще один повод для атаки на него, считает глава Нью-йоркского центра по связям в области внешней политики Джастин Расселл. При этом эксперт в разговоре с “Ъ” выразил мнение, что эти нападки вряд ли обоснованны. «Сделка по выводу войск из Афганистана досталась администрации Байдена от предыдущих властей, у которых тоже не было плана, и они тоже не советовались с военными»,— отметил он. «Политический, стратегический провалы, провал планирования — это ответственность бывшей и нынешней администрации. Поэтому атака только на администрацию Байдена в этом вопросе — исключительно политика, которая не основана на реальном положении дел»,— резюмировал господин Расселл.
При этом теперь, спустя полгода после вывода войск из Афганистана, наиболее остро стоит другой вопрос: как дальше взаимодействовать с властями в Кабуле. В прошлом году Джо Байден утверждал: у Вашингтона есть рычаги влияния на талибов. Между тем в среду в интервью афганскому телеканалу 1TV News спецпредставитель США по афганскому урегулированию Томас Уэст заявил: «"Талибан" пока не выполнил требования для признания их правительства другими странами, в том числе и США». Напомним, что в числе таких требований, например, создание инклюзивного правительства и соблюдение прав женщин. Господин Уэст отметил также, что время для возобновления работы посольства США не пришло. «Что я могу сказать, мое начальство сказало мне продолжать дипломатию с талибами для защиты американских интересов»,— добавил при этом он.
В чем именно может состоять взаимодействие, пояснил во вторник, выступая на слушаниях в Сенате, генерал-лейтенант Майкл Курилла. «Я считаю, таково мое личное мнение, имеются прагматические примеры того, что мы можем объединиться в преследовании "ИГ-Хорасан" (ответвление организации "Исламское государство"), учитывая угрозу родине»,— сказал военачальник, который в случае утверждения сменит Кеннета Маккензи на посту главы CENTCOM. При этом он с сожалением добавил, что талибы так и не отреклись от другой (также запрещенной в РФ) террористической группировки — «Аль-Каида».