Объявился в 1971 году
Свое первое нападение Аугустинас совершил в начале лета 1971 года. Как позже указывалось в материалах уголовного дела, оно произошло в среду, 6 июня, в 12.30 дня в лесном массиве, расположенном неподалеку от Каунаса. Одинокая женщина спешила домой после первой смены, как вдруг из кустов на нее набросился неизвестный мужчина. Он был одет в рабочую спецовку, кирзовые сапоги, а на лице у него была маска из женского капронового чулка.
Угрожая жертве ножом, незнакомец потребовал у нее денег. Перепуганная до смерти видом грабителя женщина безропотно отдала ему все, что находилось у нее в кошельке, – три 10-рублевых купюры и мелочь. Однако, забрав деньги, преступник на этом не успокоился. Схватив жертву под локоть, он потащил ее в кусты. Там он повалил женщину на землю и, применяя все те же угрозы, изнасиловал. После этого маньяк удалился, посоветовав жертве не заявлять в милицию: дескать, только хуже будет.
Но та, превозмогая страх и стыд, все же заявила о случившемся. Однако ее показания были расплывчаты и сумбурны. Она сообщила, что мужчина был среднего роста и говорил по-литовски чисто, без акцента. Но его голос был самым обыкновенным, а никаких других особых примет пострадавшая назвать не могла. Она была слишком потрясена случившимся. Вычислить по этим приметам преступника было крайне сложно.
Естественно, уголовное дело по факту изнасилования в милиции завели, но дальше этого дело пока не сдвинулось – слишком мало было улик против преступника. Пострадавшей показали фотографии предполагаемых насильников из картотеки МВД. Но она никакого не опознала. Подняли похожие дела за несколько лет, которые произошли в Литовской ССР. Были направлены запросы в Латвию, Белоруссию и Россию. Но ответы оказались отрицательными. В итоге уголовное дело превратилось в висяк, которое пылилось на полке с нераскрытыми преступлениями.
Вошел во вкус
Однако на полке уголовное дело пылилось недолго. Дело в том, что случаев грабежей и изнасилования становилось все больше. Сначала следователи считали, что здесь действовали разные лица, но потом догадались объединить их в серию. Объединяющим звеном стала все та же маска из женского капронового чулка, которая делала преступника похожим на Фантомаса. А знаменитый французский фильм как раз шел в прокате в те годы, и излюбленной игрой детворы как раз и было одеваться в знаменитого преступника. Надевать на голову капроновый чулок стали и злоумышленники.
Уже потом выяснилось, что, начав свою преступную деятельность в декабре 71-го, маньяк за это время совершил 13 изнасилований и 7 грабежей. В последний раз преступник дал о себе знать в феврале 75-го, когда с интервалом в четыре дня (11 и 15 февраля) совершил сразу два нападения. После этого злоумышленник залег на дно, поскольку на его поимку были вновь брошены значительные силы милиции.
Всю весну в прилегающих к Каунасу окрестностях проводилась операция «Сети», когда наряды милиции проверяли документы у подозрительных лиц. К операции были подключены также участковые и дружинники. И все это время насильник не проявлялся. Однако с наступлением лета тяга к преступлениям у него перевесила инстинкт самосохранения.
19 июня маньяк вновь вышел на охоту. В 7 часов утра в Вайчувском лесу он подстерег 16-летнюю ученицу 9-го класса, которая шла из дома по лесной тропинке на автобусную остановку для того, чтобы поехать в город Кайшядорис. Напялив на себя всю ту же маску из женского капронового чулка, маньяк выскочил из кустов на дорогу и, угрожая ножом, заставил девушку следовать в глубь леса.
Там он отобрал у перепуганной насмерть школьницы все имеющиеся у нее деньги – 20 рублей с копейками, после чего скрылся в чаще. Видимо, добыча не слишком его удовлетворила, поскольку вскоре он объявился в деревушке Сургантишкяй, где пробрался в один из домов и прихватил несколько ценных вещей на сумму в пару сотен рублей.
Между тем ограбленная школьница, бросившись было со всех ног обратно домой, по пути все же набралась смелости заскочить в ближайшее отделение милиции и заявила о случившемся преступлении. Литовские правоохранительные службы среагировали моментально.
Уже спустя считанные минуты на ноги были подняты значительные силы милиции: прилегающие к месту преступления окрестности блокировали 25 милиционеров, 30 курсантов школы милиции и несколько дружинников. Началось прочесывание леса. Длилось оно недолго, буквально два с половиной часа, и дало свои результаты.
Подозреваемого задержали
Примерно в половине десятого утра на дороге Алитус — Каунас, неподалеку от средней школы милиции, милицейский наряд во главе со старшим инспектором вневедомственной охраны старшим лейтенантом милиции М. Суславичюсом обратил внимание на мужчину средних лет, который по приметам, описанным ограбленной школьницей, был похож на разыскиваемого. Незнакомца задержали и доставили в отделение. Девушка незамедлительно опознала в нем сегодняшнего грабителя.
Задержанным оказался 35-летний Аугустинас, который работал электромонтером на Каунасском домостроительном комбинате, был женат и имел в этом браке двух несовершеннолетних детей. В его биографии имелись черные пятна: в 66-м он был судим за незаконное хранение оружия, а год спустя – за спекуляцию. Когда его опознала школьница, задержанный не стал отпираться и признался в ограблении.
Однако многочисленные изнасилования и грабежи начисто отрицал: дескать, это не его рук дело. Но сыщики его быстро раскрутили, обнаружив у него дома три маски из капроновых чулок и нож, который фигурировал во всех преступных эпизодах с 71-го года. Да и многочисленные жертвы во время очных ставок безошибочно указывали на Аугустинаса как на того самого маньяка, который их грабил и насиловал.
Вначале обвиняемый настойчиво изображал сумасшедшего, рассказывая о каких-то внутренних голосах, которые велели ему охотиться на женщин. Мол, он всячески старался им не подчиняться, но они были сильнее. Однако в повседневной жизни маньяк, по свидетельству родных и коллег по работе, был вполне вменяемым человеком. И в его медицинской карте, заведенной на производстве, никаких психологических отклонений зафиксировано не было. И судебно-медицинская экспертиза признала его вменяемым и отвечающим за свои поступки.
Пришлось каунасскому насильнику сознаваться в преступлениях. Ведь, согласно психологии, маньяка так и тянет рассказать о своих деяниях, причем со всеми подробностями. Охотно он возвращается и на место преступления. Поэтому обвиняемый подробно рассказал о своих злодеяниях, показав все в ходе следственных экспериментов. Но чистосердечное признание вины ему не помогло. Суд приговорил серийного насильника к высшей мере наказания - расстрелу.
Александр ВАЛЬТЕР.