Не секрет, что под покровом ковида, используя нынешнее отсутствие механизмов ограничения и контроля трат бюджета, происходит пустая трата денег во всех отраслях. Не только в связи с медициной и борьбой с пандемией.
Десять закупок, объявленных в прошлом году для «исследований» по смягчению последствий Covid-19, уже были описаны и высмеивались с разных сторон.
За неполные полмиллиона евро каждая. Абсолютно впустую, поскольку никто не слышит, чтобы какой-то политик, чиновник или журналист когда-либо ссылался на результаты этих «исследований». Пять миллионов евро на ветер. А точнее, в карманы политически приближенных пиарщиков, политических бизнесменов и авторов проектов/«исследователей».
Тот факт, что ни один университет еще не открыл программу, которая бы готовила прямо и однозначно специалистов типа «автор проекта», с одной стороны, указывает на неизведанные возможности, но, с другой стороны, на то, что общественность осознает бессмысленность этих проектов/исследований и немного стесняется называть эти хорошо оплачиваемые навыки настоящими именами. Это, впрочем, не мешает тысячам людей разных профессий переориентироваться на этот быстрорастущий сектор экономики посредством самообучения.
Указывая на эту закупку LIAA, я хотел бы подчеркнуть, что ничего не имею против этой конкретной «разработки плана действий». На фоне общих «стратегий и планов действий» этот небольшой проект (чуть более полумиллиона евро) - еще одна капля в море, и я упоминаю его здесь только как иллюстрацию стиля.
Вот отрывок из пилотного проекта «План действий» «Море 2030»: «С миссией «Море 2030» Латвия будет выступать на международном уровне за доступность чистой воды для каждого жителя планеты. Это послание, которое мы хотим передать миру. Это может быть достигнуто путем развития новой экономики, которая восстанавливает естественную систему чистой воды. Для реализации миссии чистой воды новая модель экономики и управления будет разработана на местном уровне - в регионе Балтийского моря. Такой подход поможет создать предпосылки и решения для обеспечения...» и так далее, и так далее...бла-бла-бла...
Надо честно сказать, хотя бы красиво написано, что на новоязе бюрократов случается не так часто. Судя по всему, над этим проектом работали финансисты с тонким литературным вкусом. Обычно язык бюрократов настолько кокаиновый, запутанный и непонятный, что возникает вопрос, как вообще можно быть создать такие гомункулы языка, ведь на нем никто не говорит в жизни.
Однако даже в этом случае мы можем говорить только о форме, потому о смысле говорить невозможно. Что ж, попробуйте послать миру сигнал о том, что Латвия «на международном уровне будет выступать за доступность чистой воды для каждого жителя мира». Что это вообще за сообщение? Может быть, Латвия могла бы попытаться «послать миру сообщение», что 2x2 = 4? Присоединение к обычному и самоочевидному делу не может быть посланием по определению, хотя кандидаты на проекты, вероятно, могут возразить, что напоминания о правильных вещах много не бывает. Особенно, если это стоит 540 000 евро.
Эта культура написания проектов/исследований и связанный с ними экономический сектор идут рука об руку с общими тенденциями развития и в других сферах жизни. В том числе и в искусстве. О печально известном настенном рисунке Кристиана Бректе на стене Рижской 40-й средней школы сказано много слов. Люди даже не скрывают свои возмущения и непонимания этих дискуссий: ну сколько можно «цепляться к этому муралу».
Но перефразируем самое известное стихотворение Владимира Маяковского: если кто-то «цепляется», значит, это кому-то нужно. Очевидно, что «этот мурал» - достаточно важная тема не только для узких художников, но и для широкой публики, поскольку отмечает более глубокие социальные процессы, которые вызывают чувство тревоги в обществе.
Бывший директор музея Рундальского замка Имантс Ланцманис прямо в интервью журналу «Ir» говорит о некоторых явлениях в современном искусстве: «Искусство стало безответственным. Существует невероятное количество дилетантов, бессовестно использующих маховик, нарезанный арт-рынком и критикой. Производится откровенное дерьмо, но о нем умно рассказывают, заворачивают в концепции».
Если мы распространим это наблюдение Ланцманиса на другие сферы жизни, то увидим, что то же самое происходит и в сфере написания этих бесконечных «исследований». Различные пустобрехи бесстыже используют этот маховик проект-экономики, а теперь и ковид-экономики. Создается полное дерьмо, но о нем умно рассказывают, заворачивают в концепции».
Нет никакого смысла серьезно относиться и анализировать эти умные истории и концепции, поскольку их единственная цель - хорошо звучать в презентациях и служить формальным оправданием финансирования. С точки зрения содержания там нет ничего, кроме пустых слов. Совершенно бесполезный сборник хороших слов и выражений.
«Ну и,» с бесстыжим чувством превосходства скажут вам в лицо авторы этой чепухи. «Ведь за это прекрасно платят»