Планы изначально строили из расчёта, что всё плохо. Ждали ещё худшего. Да, сбылось. Но ко многому оказались морально готовы.
Бедность — не порок
Критические отрасли — пусть бедные, пусть неровно развитые, пусть с провалами из современных эпохе решений в XIX век, оказались достаточными, чтобы закрыть основной дефицит. По бронетехнике. По оружию. По авиации.
Да, страна не могла позволить себе лучший самолёт или лучший танк мира. Очень долго. Но она могла позволить себе достаточный— и в достаточном же количестве.
Роль медицины
Советская медицина была довольно бедной, но по параметрам возвращения бойца если не в строй, то хотя бы к относительно нормальной жизни, она стала одной из лучших в мире на свою эпоху.
Большинство раненых могли хотя бы с оговоркой вернуться обратно на войну. Кто-то — и по два-три раза за время боевых действий. Тот же легендарный напарник Юрия Никулина, Михаил Шуйдин, тридцать лет проработал в цирке, хотя почти год учился заново пользоваться страшно обожжёнными в танке руками.
Гений русского народа
Плеяда талантливых конструкторов породила лучшее по сочетанию технологичности, цены и ТТХ оружие и технику эпохи.
Да, грызлись за ресурсы и власть эти конструкторы так, что любая игра престолов отдыхает! Да, на каждое удачное среднее или хотя бы паллиативное решение приходился десяток безнадёжных уродов, которых на полигоне даже толком собрать не смогли, не то что испытать. Пусть.
Запомнили лишь всё самое удачное. И этого оказалось достаточно.
Чутьё товарища Сталина
Ветер истории может с чистой совестью намести кучу мусора на могилу Иосифа Джугашвили. Но всё же — Сталин был хитрым изворотливым политиком. Когда ситуация давала возможность для манёвра, он ей пользовался.
Единый фронт союзников возник относительно быстро и работал достаточно согласованно, чтобы удары на одном фронте начинались в соответствии замыслам на другом. Действовали и постоянная связь, и представительства, и военные наблюдатели всех сортов и калибров.
Ось воевала порознь.
Авантюризм Гитлера
Харизма оратора работает только на мотивацию. На победу работает планирование. Значительная часть политических решений Гитлера в послезнании — классический «выстрел себе в ногу».
Его противники тоже совершали ошибки. Смешные, глупые, позорные… любые. Но чуть удачнее боролись как с их количеством, так и с их последствиями.
Пространство для манёвра
Главное различие СССР и абсолютного большинства противников рейха заключалось в том, что РККА было куда отступать. Размеры страны и своевременно «подвинутые» границы позволили разменивать пространство на время.
Каждая неделя, когда телеги вермахта ползли на восток по оси в грязи, превращалась в многие десятки рабочих часов на человека. Заводского рабочего, транспортного логиста, военного инструктора…
Тотальная война
В доатомную эпоху готовность народа воевать имела решающее значение. В РККА за годы войны «под ружьё» успели записаться в полтора раза больше людей, чем в Германии.
Они и раздёргали танковые клинья вермахта по обманчиво бесконечным русским просторам. Всё новые и новые тысячи всё более современных танков с мотивированными экипажами РККА шли и шли на фронт.
На запад!
Михаил Лапиков, warhead.su