Из «штаба Собчак» передали занятные новости: оттуда ушел Алексей Ситников и, по данным «Коммерсанта», увел за собой примерно две трети сотрудников штаба. Ушли, типа, тихо, «по-английски», просто собрали манатки и растворились в тумане. В «штабе», по сведениям СМИ, Ситников отвечал за «офф-лайн» работу. Дивное обозначение «оффлайн работа»! По-старому, стало быть, Ситникова наняли, чтобы он стал главным «орговиком», то есть разворачивал бы штабы в регионах, находил волонтеров, отвечал бы за сбор подписей… Стоп-стоп, про подписи – это уже интересно!
Впрочем, для начала о том, кто вообще такой Алексей Ситников. На самом деле это такой могиканин, один из первых столпов или даже, можно сказать, отцов-основателей собственно политконсалтинга как бизнеса в России. Его контора «Имидж-контакт» в славные 90е гремела по всей России, причем, что особенно ценно, была изначально не московской (Ситников из Новосибирска). «Имидж-контакт», «Никколо М», наше ЦПТ, пожалуй еще «Пропаганда» - в общем, не так уж много было «знаковых» политтехнологических контор.
Показательно, конечно, и то, что даже и «тимошенковская» слава Ситникова тоже изрядно присыпана нафталином. «Избирал Юлю Тимошенко» - когда это было? 10 лет назад? А посвежее ничего нет? Впрочем, у Собчак и весь штаб – такие вот пронафталиненные деятели, которых вдруг достали из чулана. Чего стоит хотя бы сам «руководитель штаба» Малашенко, которого на полном серьезе везде представляют как «одного из творцов победы Ельцина в 1996 году». Когда-когда? Двадцать с лишним лет назад?! А чем он потом занимался? Знающие люди подскажут – потом он женился на Божене со странным псевдонимом «Рынска», и в общем, это все, что о нем известно за эти 20 лет.
С другой стороны, вины в том Ситникова или Малашенко тоже нет. Повторюсь – на чем политтехнологу «делать себе имя», если выборов нет? Губернаторские выборы – почти сплошь фейковые, выборы мэров отменили почти повсеместно, на депутатские выборы народ и не ходит, и не заявляется, что без лишних слов показывает реальную роль «депутатского корпуса» в нынешней РФ… Так что и прославиться особо нечем.
Но ладно, оставим вступление о нелегкой доле политпиарщиков в недемократической стране – и перейдем к фактуре. Итак, Ситников, отвечавший за сбор подписей, свалил. При этом все комментирующие стороны очень старательно подчеркивают, что «дело не в деньгах» и говорят про «организационные моменты» - и это лишний раз доказывает, что дело, конечно же, именно в них. В деньгах.
Но в своеобразном ключе.
Что вообще такое «сбор подписей» для политтехнолога? Это золотая жила, причем практически в буквальном смысле.
Но – небольшой нюанс: тщательно охраняемая всеми сторонами тайна состоит в том, что вваливание практически любого количества денег и вообще ресурсов в сам сбор подписей в любом случае не гарантирует их «правильности» - то есть способности удовлетворить «проверяющих» из избиркома. Говоря попросту – как ты подписи ни собирай, у избиркома всегда есть возможность к ним придраться и в регистрации на выборах отказать. Это – секрет Полишинеля, собственно, подписи только для этого в России и существуют. Они – фильтр не в том смысле, что проверяют какие-то там оргспособности или «популярность» кандидатов, а в том, что позволяют «сравнительно честно» не допустить к выборам любого, кто по каким-то причинам не устраивает власти.
И с этой точки зрения даже неважно, кто именно будет подписи собирать – заслуженное пиар-агентство, волонтеры Максима Каца или три прохиндея от какого-нибудь Сергея Смирнова. Вопрос – в наличии «отмашки» с самого Верха. А нет отмашки – и ничто не поможет. Яркий пример из недавнего прошлого – Маша Гайдар, которая пыталась в 2014 году баллотироваться в Мосгордуму и, «как самая умная», наняла для сбора 5 тысяч подписей не что-нибудь, а «Никколо М». В итоге подписи у Маши, как и у всех остальных 30 оппозиционеров, не приняли – но ей каждая непринятая подпись просто обошлась дороже всего.
Простой факт состоит в том, что ни 300 тысяч, ни 100 тысяч подписей «правильно» (то есть чтобы они «сами», в силу своего «качества», прошли проверку) по стране набрать нельзя. Вопрос лишь в том, будет ли дана «команда».
Вот здесь, очевидно, и созрела почва для конфликта. Ситников (мое предположение) хотел делать все «по-взрослому», то есть собирать подписи «как будто мы в самом деле хотим с ними пройти серьезную проверку». Ему это, как исполнителю, очень выгодно. В интервью с ним на «БизнесФМ» он и проговорился на этот счет – надо, мол, нанять «десять тысяч исполнителей», «все серьезно», «я привык все делать максимально качественно» (всегда крайне зловещая фраза для заказчика, означающая, что деньги будут драть совершенно безбожно).
Ксюша же, в окружении своей золотой и не очень молодежи, пыталась все это время объяснить новосибирскому провинциалу, что не надо так заморачиваться, все ведь «понарошку» и надо только «создать видимость», потому что подписи ее и так никто проверять не будет – и ПОЭТОМУ, мол, на реальные мешки наличных рассчитывать все ж не стоит, незачем.
Отсюда и «раскол». Ситников, как-никак, не мальчик уже, ему, поди, просто перед родными стыдно – работать на президентской (!!) кампании и не поднять хотя бы пары лямов «зелени». Видимость создавать? Да он не Максим Кац какой-нибудь!
Маша Гайдар, как я слышал, пыталась что-то слупить себе обратно с «Никколы» - отдала, дескать, на этот ваш сбор подписей почти 5 «лимонов», ни подписей, ни денег, вертай взад… Но ничего, естественно, не получила и вот с горя уехала на Украину.
Соберет ли подписи Собчак? Ну, если ее Путин допустит к выборам – соберет, конечно. Правда, насколько можно судить, в этом появились сомнения…