"Будущее двух глобальных сверхдержав начинает напоминать верёвку, которую нельзя иметь в доме, где кто-то... может скоро пойти повеситься. Это я, например, о надеждах латвийского бизнеса немного зачерпнуть из китайских сундуков с юанями, - пишет Дайнис Лемешонок на Pietiek.com.
Нам неприятно осознавать, что при неизбежном обострении борьбы за мировое лидерство КНР и США, у нас уже есть ярко выраженная и незаменимая роль. Когда со временем будут проведены более чёткие границы между двумя соперниками (и всеми их союзниками, вассалами, клиентами, паразитами), то Латвия логически останется со своим трансатлантическим доброжелателем.
Политический выбор, сделанный нашей страной в начале 1990-х годов — встать под опеку Соединённых Штатов, был одновременно детерминирован и рационален. Латвия и Балтия от этого только выиграли и выигрывают. Если и случалось, что демонстративный проамериканизм балтийцев мешал строить отношения со «старой Европой» и Брюсселем, тогда виной тому была только лозунговость и негибкость нашей дипломатии. Возможно, и холуйство наших политиков и сотрудников МИД.
Благодаря патронажу США мы сегодня защищены от возможных военных угроз - хотя, на мой взгляд, их в основном выдумали наши ура-патриоты.
С помощью Вашингтона Латвия стала членом НАТО, и сейчас она уже может быть хроническим потребителем безопасности, обеспечиваемой альянсом. Наши небеса патрулируются самолётами других стран-членов НАТО, в казармах обустраивается наш «живой щит», на полигонах шумят их танки. Мы можем продолжать веселиться, потешаясь над учениями «Запад».
Однако все имеет свою цену. Конечно, мы не откажемся от безопасности, обеспечиваемой сотрудничеством с США, чтобы без проблем «продавать китайцам шпроты» или получать щедрые кредиты из Пекина. Однако нам не нужно иметь иллюзий по поводу того, что сможем долго усидеть на двух стульях.
Скорее всего, вся постсоветская территория в ближайшем десятилетии уйдёт под опеку Китая. Включая даже пока «прозападную» Украину,
для которой такой выбор мог бы стать более эффективным решением как для возврата потерянных территорий, так и для экономического развития. Мы, по крайней мере, с радостью понаблюдаем, как Кремль постепенно - отчаянно сопротивляясь, но неизбежно превращается в вассала Пекина, который может изображать суверена разве что для себя.
В конце концов, столь одиозный и «неуправляемый», северокорейский диктатор со своими испытаниями ракет и атомных бомб уже является клиентом Китая, которого тот полностью поддерживает и контролирует. Ким своими хулиганскими выходками «сумасшедшего с ракетой» играет такую же роль, какую Фидель Кастро полвека назад играл по заданию Москвы: проверять крепость нервов американцев, а также их решительность.
На Инару Мурниеце, а также других глав парламентов Балтийских и Северных стран, которые 7 января отправились в Пекин, с целью «укрепления политического диалога NB8 и Китая», этот визит, возможно, оставит яркие впечатления. Однако его эффективность (равно как и другой дипломатической деятельности Латвии в Китае) вызывает сомнения. Как я уже сказал, роль Латвии в глобальной дуэли уже давно определена, и наша Белая Дама в глазах китайцев будет лишь служанкой янки. Конечно, в глаза такое не скажут. (Похоже, только нейтральная Финляндия, возможно, Швеция или Норвегия, смогут заинтересовать бонз новой Поднебесной империи).
Уже в конце ноября наши политики — из правящей коалиции и из «Согласия» (у последней есть договор о сотрудничестве с компартией Китая) — вернулись из Пекина хмурыми, даже «обломавшимися». Тогда делегации из более двухсот зарубежных партий было представлено то, как видит председатель Си новый, китайский мировой порядок. Депутат Сейма Сергей Потапкин о захватывающем событии отчитался весьма красочным и абсолютно алармистским посланием. Пессимизм «согласиста» заслуживает большего резонанса в общественном сознании, помогая своевременно избавиться от розовых иллюзий в латвийской экономической политике."