На время проведения соревнования ее перегородили, чтобы люди не мешали творить и не отвлекали художников. Потому что вопросов у народа возникает масса. Тем не менее, выбрав подходящий момент, мне удалось пообщаться с именитыми представителями России — 32–летним Виктором Пузиным и его 28–летней женой Марией Кудашевой, которые приехали из Санкт–Петербурга.
Лось был первой ласточкой
Как выяснилось, именно благодаря им фестиваль, собственно говоря, и состоялся. Дело в том, что два года назад они уже побывали в Риге и нарисовали как раз в Межапарке трехмерного лося. Когда встаешь на определенную точку, то кажется, что нарисованный лесной зверь ожил.
А в прошлом году супруги снова приезжали в Ригу. Они изобразили еще и удодов, которые тоже оказались словно живыми. Отметим, что за минувшие два года обе работы в целом оценили уже свыше четверти миллиона посетителей.
Столь необычные творения россиян стали настоящей достопримечательностью Межапарка. Многие специально приезжают целыми семьями, чтобы сфотографироваться и с лосем, и с птичками, а потом разместить снимки в социальных сетях. Сейчас это модно.
Кстати, во Всемирной паутине невероятное количество всевозможных работ в стиле 3D street paining. Дословно словосочетание переводится так: "трехмерное уличное рисование". Многие путают эти работы с граффити. Но, как объяснили питерцы, ничего общего у трехмерного рисунка с настенной живописью нет и в помине.
Во–первых, граффити рисуют на заборах, гаражах и любых других вертикальных поверхностях. Во–вторых, это весьма примитивное искусство. На создание одной "работы" хватает порой нескольких минут — пока в баллончике не закончится нитрокраска. А вот объемная картина требует совершенно плоской площади, иначе трехмерного эффекта попросту не достигнуть.
Кроме того, одна 3D–работа может создаваться неделями. Это настоящее произведение искусства. Причем весьма долговечное. Так, своего лося Виктор и Мария создали в Межапарке, как было отмечено чуть выше, еще два года назад. Но он и поныне выглядит отлично, хотя за это время не раз случались и снегопад, и гололед, и прочие напасти.
Более того, зимой постоянно проезжали трактора, которые с помощью жестких металлических щеток очищали дорожку. Но рисунок выдержал все испытания. А все благодаря особо прочной, еще советской нитроэмали. Она токсичная, зато невероятно стойкая. Сегодня такую в Европе не выпускают. А питерцы привезли ее с собой. И не прогадали.
Краски — ведрами!
Конечно, несколькими тюбиками здесь не обойтись, ведь работа может занимать площадь в 20, 30 и более кв. метров. Вот почему возле каждого 3D–рисунка в ряд стояли большие ведра. "Наверное, сюда нужно деньги бросать?" — пошутил некий местный остряк. Хотя, как выяснилось, он как в воду глядел. Объемная живопись сегодня в особой цене.
Трехмерные художники буквально нарасхват. Особенно востребовано их мастерство у всевозможных фирм и компаний. Так, среди клиентов Виктора такие известные бренды, как Nike и LG. А еще с ним сотрудничает знаменитый питерский футбольный клуб "Зенит".
Так хобби стало основной профессией. Ведь поначалу Пузин закончил факультет графики и дизайна Санкт–Петербургского политехнического университета. А потом так увлекся 3D–живописью, что она стала смыслом его жизни.
Мария Кудашева родом из западносибирского города Сургут. В 6 лет начала посещать художественную студию. С тех пор — вот уже 22 года — рисует. После школы закончила Сургутский педагогический университет по специальности "учитель рисования". Потом поступила в Санкт–Петербургскую художественно–промышленную академию имени А. Л. Штиглица.
Во время фестиваля "Рижские иллюзии" она изобразила трехмерный летательный аппарат будущего. Он оказался настолько реальным, что многие посетители Межапарка охотно "летали" на этом "хеликоптере", как его в шутку назвала Мария.
Художники–путешественники
— Уличная трехмерная живопись меня тоже кормит, — рассказала она. — Примерно 50% времени я рисую для души, а вторую половину отдаю заработку. Хотя без души все равно хорошую работу не создать. С другой стороны, к любому заказу можно подойти творчески. Да и заказы бывают очень интересными.
Скажем, нас часто приглашают молодожены, юбиляры. Отмечу также, что благодаря этому виду искусства нам с Виктором удается много путешествовать, поскольку фестивали работ в стиле 3D street paining проходят по всему миру. В нашем деле обмен опытом играет огромное значение. Все объемные мастера друг друга хорошо знают.
— Какую краску используете?
— Акриловую. Она привычнее в Европе. Хотя держится не так хорошо, как старая советская нитроэмаль. Ведь по нашим работам постоянно ходят. А еще их зимой посыпают солью, камешками. А потом трактор чистит. Так что физическая нагрузка на рисунок очень серьезная.
Время от времени нам звонят и просят приехать, чтобы обновить ту или иную вещь. В этом отношении повезло тем авторам, которые творят в теплых странах. Их произведения намного долговечнее. А тут порой уже через один сезон ничего не остается, — рассказал с улыбкой Виктор, который в стиле 3D изобразил само название фестиваля "Рижские иллюзии".
В итоге создалось такое впечатление, будто асфальт разверзается и буквы падают в какую–то пропасть.
Трехмерные художники часто стараются чем–то удивить, поразить, а то и напугать публику. Иногда кажется, что машина упала в яму. Или нарисована пропасть, а где–то далеко внизу лежит человек. Народ в ужасе. Он хочет заглянуть в пропасть и натыкается на… асфальт.
"Ничего себе!" — восклицают довольные зрители. Кстати, приз зрительских симпатий получил Ремко ван Счайк из Нидерландов. Голландский мастер изобразил огромного сказочного дракона, на котором все хотели покататься верхом. В целом же в творческом соревновании приняли участие 12 художников. Виктор Пузин получил главный приз от Риги.
— Что самое сложное в трехмерной асфальтовой живописи?
— В любом творчестве всегда ценится какой–то оригинальный сюжет. Пропасти и водопады — это самые избитые темы. Конечно, все мы через них тоже прошли. Но всегда хочется чего–то особенного. Если с технической точки зрения, то самое сложное — выдержать геометрию. Скажем, нарисовать шар так, чтобы он, с одной стороны, был объемным, а с другой, выглядел естественно, без искажений.
Когда рисуешь на обычном холсте, то картина перед тобой. Без проблем охватываешь взглядом все полотно. А тут шарик может быть с 10–метровым диаметром. Помогают предварительные расчеты. Но ясно, что права на ошибку на асфальте нет. Надо сразу все делать на отлично.
Дмитрий МАРТ