Секретные и совсекретные документы минимум за год до провозглашения независимости были доставлены в Россию или уничтожены. В бывших республиках СССР не осталось ничего, что действительно угрожало бы безопасности России.
Один пример. На случай войны топографические карты СССР хранились в 25 хранилищах военных карт. В каждом хранилище был полный комплект для всех нужд советской армии.
В латвийском хранилище содержалось около 6 000 тонн секретных военных карт. До 1991 года отсюда были вывезены в Россию или полностью уничтожены детализированные планы всех российских городов в масштабах 1:10 000 и 1:25 000. Когда в 1992 году в Латвии начали ликвидацию картгграфического наследства советской армии, латвийские предприниматели купили у российских офицеров несколько десятков тонн карт Генштаба СССР с грифом "совсекретно". Их до сих пор можно купить в магазине карт Jāņa sēta.
Однако из всех 25 картографических хранилищ до сих пор не всплыла ни одна секретная карта российской территории. В 2005 году ни в одной коллекции карт в Великобритании не было ни одной топографической карты советских времен, на которой был бы хоть один российский город в мастштабе 1:10 000 и 1:25 000.
Эвакуация или уничтожение других секретных материалов СССР была закончена уже во второй половине 1990 года. Из Латвии были вывезены личные дела сотрудников КГБ и других оперативных служб, оригиналы агентурных донесений и т.д.
В Латвии могла остаться только та часть секретных материалов, которую пожелало оставить руководство секретных служб, или менее важные документы, которые не стали уничтожать по приказу местного руководства КГБ. Подсчитано, что число оперативных агентов (ГРУ, пограничной службы КГБ СССР и т.д.) в Латвии до распада СССР превышало 50 тысяч человек. В Латвии осталась картотека на примерно 4 000 фамилий.
Есть подозрение, что кто-то из руководства КГБ ЛССР приказал не уничтожать ту часть картотеки, с которой сам планировал работать, чтобы влиять на политические процессы в независимой Латвии. А вот оригиналы всех сообщений секретных агентов по-прежнему хранятся в России, и для нас, скорее всего, никогда не будут доступны."