"После публикации представленных Министерством финансов и Банком Латвии проектов изменений налоговой политики каждый, что естественно, примерил предложения к своей ситуации – выгодны они ему или нет. Тут прежде всего надо ответить на вопрос: зачем вообще эти перемены нужны? С какими целями они затеваются? Какое влияние ожидается? - вопрошает Юрис Пайдерс в "Неаткариге".
Предложение насчет нулевой ставки на реинвестированную прибыль понятно: цель – способствовать притоку инвестиций, поскольку пока инвестиции – один из главных вызовов для развития экономики Латвии.
А что насчет снижения подоходного налога с населения с 23% до 20%? Если верить премьер-министру и министру финансов, цель – сделать так, чтобы люди не уезжали из Латвии в поисках большего дохода. Логика простая: предпринимателям станет проще, они будут создавать новые рабочие места, а люди, соответственно, останутся в стране. Правда, цифры, сроки, оценки пока не предлагаются.
Возможно ли остановить отток людей за счет небольшого снижения подоходного налога с населения? Ответ: нет. Расходы на рабочую силу складываются из зарплаты, социальных взносов и подоходного налога с населения. Если снизить только подоходный с населения, тогда, если не увеличивать объем выплачиваемых работнику на руки денег, расходы на рабочую силу снизятся только на 2%.
А в краях, где зарплаты близки к минималке, это сокращение составит 1,5%. Будет ли сокращение расходов на рабочую силу на пару процентов достаточным, чтобы глобальные инвесторы бросились создавать предприятия в Латвии?
Но в то же время Министерство финансов предлагает на 13% повысить минимальную зарплату. В результате, введя весь комплекс предложений, в краях с низкой зарплатой расходы на рабочую силу (если социальные взнося и продуктивность останутся прежними) вырастут на 10%.
То, что для крупного бизнеса в Риге выразится в небольшом снижении расходов, в сельской местности превратится в резкий рост тех же самых расходов.
Иными словами, предложенная Министерством финансов реформа продолжит убийство предпринимательской деятельности в регионах. Выглядит, что цель реформы – ускорить изгнание людей из самых латышских краев Латвии. По крайней мере, такого результата можно ожидать. При этом, по расчетам Банка Латвии, из-за снижения ставки подоходного налога с населения поступления этого налога в бюджеты самоуправлений уже в 2018 году уменьшатся на 18,6%.
Способность местных властей сокращать неравенство (если эффект от реформы на предпринимательство на селе будет негативным) уменьшится почти на пятую часть. Самоуправления, чтобы не обанкротиться, придется поднимать налог на недвижимость и таким образом они продолжат начатую Министерством финансов политику по уничтожению латышей, создавая условия, чтобы местные покидали страну.