...В Галибине подкупает решительно все: рост, стать, пронзительный взгляд и та истинная интеллигентность, по которой сразу можно узнать коренного ленинградца.
Это и в самом деле Мастер. Не по одноименной роли в экранизации Булгакова, а по отношению к театру. Ему знакомы и творческие муки, и вдохновение, и радость актерских побед. А свою работу на сцене Галибин воспринимает как служение.
- Александр, что вас связывает с нашим городом?
- Мои самые первые гастроли. Я только что окончил ЛГИТМиК, и Рубен Сергеевич Агамирзян взял меня в Театр им. В. Комиссаржевской. В Риге мы тогда показывали «Пять вечеров», где я играл Славку, и спектакль «Тиль Уленшпигель», где играл короля. Это были две замечательные недели. На дворе стоял октябрь, но меня согревало то, что это мой первый большой театральный выезд.
Потом я приезжал в ваш город на съемки двух фильмов: «Сказка, рассказанная ночью» и «Тревожный вылет», который снимали под Ригой, на взморье. Да и помимо съемок заглядывал сюда частенько. Здесь у меня жили друзья - артисты Рижского цирка. К сожалению, их сейчас разметало по миру... Но Ригу я все равно люблю, это город, который мне дорог.
Булгаков без мистики
- Одна из ваших звездных киноролей - Мастер в «Мастере и Маргарите». Вокруг этого романа столько мистики, столько мифов! Происходили ли какие-то мистические случаи на съемках фильма?
- Роман Михаила Афанасьевича Булгакова - это, безусловно, бестселлер XX века. Но если что-то и случалось на съемках, то я не уверен, было ли это связано с романом и исполнением роли. Мне сложно припомнить какие-то конкретные случаи, по-моему, большинство из них просто придуманы.
- Как вы относитесь к знаменитой фразе Воланда «Кирпич просто так на голову не свалится»?
- Я полагаю, что где-то во Вселенной существует высший разум, который направляет нас по неким путям и следит за тем, чтобы не происходило катастроф. Или дает нам знаки, помогающие не совершать каких-то ненужных поступков в жизни.
- Легко ли было играть булгаковского Мастера?
- Сыграть Мастера невозможно. Можно попытаться лишь передать часть боли, часть души своего героя. Если ты сумеешь это сделать - почувствуешь отклик. А отклик - это реакция людей. Так вот, какую-то часть души Мастера я передал.
На тройке с Юрским
- Почему вы выбрали актерскую профессию?
- Этому выбору предшествовала целая цепочка обстоятельств. Мой отец работал декоратором-постановщиком на «Ленфильме», замечательно играл на гитаре и гармошке, бил чечетку и брал меня, маленького, с собой в киноэкспедиции.
Помню, в Павловске на съемках фильма «Крепостная актриса» Сергей Юрский и Тамара Семина катали меня на тройке. Конечно, все это на меня каким-то образом повлияло. А дальше был ленинградский Театр юношеского творчества - ТЮТ, затем ЛГИТМиК...
- И сразу большие роли в кино?
- В свое время я даже ушел из театра, чтобы сниматься в кино. Это было ошибкой. Кино выхолащивает. Оно ничего не дает, ничему не учит, ты не развиваешься. Другое дело театр. К нему обращаются за неповторимым - и публика, и сами актеры.
- Что стало толчком для вашего возращения на сцену?
- Спектакль Анатолия Васильева «Серсо». Это было потрясение, переворот сознания. Я загорелся желанием понять суть, высочайшую степень свободы такой режиссуры и поступил на режиссерское отделение ГИТИСа.
В театре Райхельгауза
- Сейчас вы актер «Школы современной пьесы» Иосифа Райхельгауза. Чем вам импонирует этот театр?
- Есть театры, которые идут по очень непростому пути. Тем они и интересны. В театре «Школа современной пьесы» прекрасная творческая атмосфера и небанальный репертуар.
Например, у нас есть спектакль «Лондонский треугольник» - о любви Огарева, Герцена и Натальи Тучковой. (Александр Галибин играет в этом спектакле Огарева. - Авт.) Это не история адюльтера, а трагедия двух семей. Она и сегодня звучит современно, потому что полна чистой любви, подлинных страданий, исканий, мучений и не имеет ничего общего со скандальными программами, которые показывают нам по ТВ.
Мы много ездим с этим спектаклем по миру - в прошлом году нас великолепно принимали в Германии и Швейцарии. А еще у нас есть прекрасный спектакль по одесским анекдотам «Умер-шмумер, лишь бы был здоров» - его мы покажем в Риге...
Театр «Школа современной пьесы» молод душой, он ищущий, у него своя индивидуальность, в нем собрано настоящее созвездие актеров. Кроме того, я искренне восхищаюсь тем, как работает Иосиф Райхельгауз.
- А как работает Райхельгауз?
- Об этом я мог бы говорить долго, но расскажу только один случай. В театре случился пожар. Мы, как и положено погорельцам, стали путешествовать по помещениям. Перебрались со всем своим скарбом и декорациями в один из московских ДК, но это нельзя было назвать театром.
Если бы не Иосиф Леонидович, мы никогда не переехали бы в новое здание. Райхельгауз там дневал-ночевал, гонял рабочих и невероятным усилием воли воскресил театр из пепла... Художественный руководитель - это сердце театра. От него зависит абсолютно все: от репертуара и атмосферы в коллективе до туалетной бумаги и лампочки в коридоре.
- О работе худрука вы знаете не понаслышке. Вам довелось возглавлять новосибирский театр «Глобус», московский Театр им. К. Станиславского. Что дал вам этот опыт?
- В 2000 году я уехал в Новосибирск, потому что мне стало интересно, смогу ли я быть руководителем, то есть человеком, от которого что-то зависит. В Новосибирские я провел три чудесных года в качестве главного режиссера, а потом вернулся в Москву. Новосибирский театр прекрасно работает и сейчас, получает «Золотые маски» и другие престижные театральные награды.
Без компромиссов
- Несколько лет назад вы покинули пост художественного руководителя Театра им. К. Станиславского. В СМИ писали, что у вас не сложились отношения с коллективом, что вас уволили. Это правда?
- Меня не увольняли. Со мной просто не продлили договор. Несмотря на все дрязги и обвинения, работа в этом театре для меня тоже стала опытом. Я честно выполнял свою работу. Ситуацию можно было бы изменить, пойдя на компромисс с совестью, но это путь уже какого-то другого человека, не мой.
- Не так давно вы дебютировали как кинорежиссер, сняв фильм «Золотая рыбка». О чем это кино?
- На самом деле у меня уже две картины. Вторая называется «Сестренка». А фильм «Золотая рыбка» я посвятил своему отцу. У него была непростая судьба, он пережил блокаду Ленинграда, голод, разруху... И хотя события фильма развиваются уже после войны, в 1946 году, они созвучны истории моей семьи. Тогда люди знали, что такое дружба, верность, взаимовыручка. По-моему, это темы, о которых сегодня нужно говорить.
- Вы принадлежите к коренным ленинградцам, для которых память о войне не пустой звук. Как вы относитесь к тому, что сегодня пытаются переписать историю? Например, у нас в Риге собирают подписи за демонтаж памятника Освободителям...
- Я этого не понимаю и боюсь, что никогда не пойму. Наверное, это связано больше с политикой, чем с какими-то человеческими вещами. Мне кажется, что это неправильно со всех точек зрения - духовной, моральной, воспитательной, ведь младшее поколение, не видевшее войны, должно хранить память о ней.
- В вас уживаются актер и режиссер. Кто и когда в вас просыпается?
- На самом деле ты не думаешь: вот сейчас я актер, а сейчас - режиссер. Это взаимопроникающие вещи. Правда, иногда бывает, что смотришь какой-то спектакль и говоришь себе: «Я это сделал бы по-другому». Но, будучи актером, идешь за режиссером, потому что он царь и бог.
Фокусы на сцене
- Вы преподаете в ГИТИСе. Чему учите своих студентов?
- Прежде всего, вникать в текст, понимать его. На основе текстов мы со студентами разрабатываем игровые структуры - например, берем диалог и анализируем его. Только так можно понять движение текста, его игровую природу. Учу тому, что профессия актера дело серьезное, это тяжелый духовный, физический и нравственный труд.
- Чем сегодня, на ваш взгляд, можно удивить зрителя в театре? Может, фокусы показывать?
- Может, и показывать. (Улыбается.) В Новосибирске у нас был спектакль «Дон Кихот Ламанчский», в котором актеры ездили на велосипедах. Сколько уж лет прошло, а его до сих пор помнят! Фокус это или нет, я не знаю.
А если серьезно, то поменялась страна, поменялась система координат, поменялись герои. Я сторонник того, чтобы поднимать, вести за собой зрителя, а не опускаться до его уровня.
- Многие родители хотят, чтобы дети пошли по их стопам. А вы?
- Мои желания здесь ни при чем. Если дети выберут актерскую профессию, я помогу им всем, чем смогу. Не выберут - значит, займутся чем-то другим. Во всяком случае, кем быть, решать только им, я готов принять любой выбор.
Личная жизнь артиста
Александр Галибин решился на первый брак еще в студенчестве - тогда избранницей актера стала Ольга Наруцкая, которая тоже училась в ЛГИТМиКе. От этого союза родилась дочь Мария. Однако этот брак продержался недолго. В итоге пара разошлась из-за того, что Александр якобы завел роман на стороне.
Второй женой Александра Галибина стала Рут Винекен, с которой актер познакомился во время обучения на режиссерском факультете: Рут была вольнослушателем курса Анатолия Васильева. Брак, зарегистрированный в 1991 году, продержался восемь лет.
В третий раз Галибин женился на актрисе Театра им. Ленсовета Ирине Савицковой, которая на 18 лет моложе. В 2003 году у пары родилась дочь Ксения. В 2014 году Александр вновь стал отцом - Ирина подарила ему сына Василия.
Досье «Субботы»
Александр Галибин родился 27 сентября 1955 года. Окончил актерское отделение ЛГИТМиКа (мастерская профессора Рубена Агамирзяна) и был принят в Театр им. В. Комиссаржевской. Позже поступил в ГИТИС на режиссерское отделение. Работал режиссером в Театре на Литейном. Поставленные им «Три сестры» А. Чехова принесли Галибину первое место в конкурсе «Театр - Школа - Классика и Современность».
Затем Галибин перешел в Российский театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринка), который возглавил в качестве режиссера в 2003 году. С 2000 по 2003 год был главным режиссером новосибирского театра «Глобус», с 2008 по 2011 год - художественным руководителем московского Театра им. К. Станиславского.
Заслуженный артист РФ. Снялся в более чем 50 фильмах: «Трактир на Пятницкой», «Иванцов, Петров, Сидоров», «Тревожный вылет», «Путь к себе», «Мастер и Маргарита», «Летучий отряд», «Хождение по мукам», «Грибной царь», «Фурцева», «Человек ниоткуда», «Королева бандитов - 2», «Шуберт» и др.
Преподает в ГИТИСе, играет в театре «Школа современной пьесы», ставит спектакли и фильмы.
Картина «Золотая рыбка», которую Галибин снял как режиссер, в 2016 году была удостоена приза Федерации киноклубов России на Московском кинофестивале.
Елена СМЕХОВА.