Как предполагалось 100 лет назад, выстрел сербского террориста в оккупированной австрийцами Боснии был только поводом слегка перерисовать карту мира. Россия собиралась через Восточную Пруссию дойти до Берлина и через Галицию — до Вены. Англия горела желанием поделить османские владения. Франция хотела вернуть Эльзас с Лотарингией, утраченные в результате Франко-прусской войны 1871 г., и по возможности перенести границу на правый берег Рейна. Немцы собирались на 40-й день после объявления войны есть круассаны в Париже, а на востоке отодвинуть границу с Россией до линии Онежская губа — Валдай — Днепр. В задачи Австро-Венгрии входило: упрочить своё положение на Балканах и опять-таки отбросить от своих границ Россию...
Начиная войну, первые лица в Петербурге, Берлине, Вене, Париже рассчитывали на быструю победу, которую удастся достичь малой кровью. Никто не был готов к четырёхлетней бойне, к гибели 10 млн человек, к распаду 4 империй — Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской.
К тому, что война продлилась так долго и стоила таких жертв, привело сочетание небольшого числа новых технологий, применяемых на фронте, и большого количества старых мозгов в тылу.
«Генералы всегда готовятся к прошлой войне», — сказал Черчилль. Немецкие генералы, собиравшиеся через месяц и 10 дней взять Париж, опирались на собственный опыт успешной Франко-прусской войны, когда всё примерно так и вышло. Не учли они пары сущих пустяков — двух изобретений, сделанных в конце XIX в. по другую сторону Атлантического океана.
Первым был пулемёт, придуманный в 1883 г. американцем Хайремом Максимом. На идею автоматического перезаряжания его натолкнул детский опыт. Когда он с отцом охотился на медведя, ружьё при выстреле так сильно ударило его в плечо, что малец разозлился на даром пропадающую энергию отдачи. Первая разработка пулемёта была осуществлена Максимом в 1873 г., но тогда дело ограничилось чертежами. В начале 1880-х Максим вернулся к разработке автоматического оружия из-за того, что смертельно обиделся на другого американского изобретателя, Томаса Эдисона. Тому удалось запатентовать новую электролампу на два дня раньше Максима.
Вскоре Максим переехал в Англию. Первый опыт боевого применения его изобретения относится к 1893 году, когда отряд из 50 британских солдат, вооружённых винтовками и четырьмя пулемётами, в течение полутора часов отражал атаки туземцев на юге Африки. Шли войны, вошедшие в историю как Зулусские. После того как пулемётные стволы остыли, англичане насчитали на поле боя 3 тыс. трупов отважных, но технически отсталых чернокожих воинов.
Через 20 с небольшим лет на их месте оказались солдаты передовых европейских армий, в том числе и англичане. Но потери от «адских косильщиков», как назвали пулемёты в Первую мировую войну, не были бы столь чудовищными, если бы не второе изобретение.
Низкие заборы
5 июня 1867 г. некто Люсьен Б. Смит из американского штата Огайо получил авторское свидетельство на забор, сделанный из стальной проволоки, «специально приспособленной для использования в прериях западных штатов, где из-за недостатка лесоматериалов строят такие низкие заборы, что огонь при пожаре легко перепрыгивает через них».
«Низкие заборы» оказались эффективными не только против скота, но и против пехоты, а кавалерию проволочные заграждения просто свели в могилу.
Сочетание пулемётов и колючей проволоки вовлекло Первую мировую войну в порочный круг: проволока мешает добраться до пулемётов и подавить их, пулемёты не дают сапёрам резать колючую проволоку. Эта ситуация, названная «позиционным тупиком», усадила солдат на Западном и Восточном фронтах в окопы на долгие военные годы.
Все попытки продавить оборону при помощи пехотной массы неизменно приводили к огромным жертвам и почти нулевому продвижению вперёд. Так было с англичанами и французами в сражении на Сомме, с немцами в Варшавском выступе, с русскими во время «наступления Керенского»...
Чтобы выйти из позиционного тупика, были изобретены отравляющие газы, танки, самолёты-штурмовики...
Кстати
На самом деле первые залпы Первой мировой прозвучали ещё 28 июля 1914 г., сразу после объявления Австро-Венгрией войны Сербии. По Белграду стрелял австрийский речной монитор (плоскодонный артиллерийский корабль) «Бодрог». Как ни странно, он дожил до наших дней — его корпус до сих пор служит причалом почти на том самом месте, откуда «Бодрог» начал войну. Нынешние сербы думают, не сделать ли из посудины музей к столетию начала войны, но пока воз (в смысле монитор) и ныне там.
"Аргументыи факты".