Власти наверху рапортуют об очередном ежегодном приросте зарубежных гостей, посещающих Латвию и Ригу, тогда как специалисты на местах сетуют, что увеличения числа иностранцев особо как–то не чувствуют. Кто же прав?
На днях в информационном деловом центре Санкт–Петербурга в Риге состоялось любопытное заседание пресс–клуба "Росбалтовские среды" на весьма актуальную тему: "Что нового ждет зарубежных туристов этим летом в Латвии?" Выступающие четко разделились на два лагеря — оптимистов и пессимистов. С одной стороны, председатель комитета по развитию столичной думы, член правления Рижского бюро по развитию туризма Максим Толстой отметил, что количество иностранных гостей давно уже превысило 2 миллиона. Причем, как говорится, то ли еще будет!
Однако оппоненты тут подкололи рижского тезку великого русского писателя: "В таком случае почему окна во многих гостиницах по вечерам темные? Куда приезжие попрятались? Или они сидят в своих номерах без света, экономя электричество?" Наиболее пессимистично была настроена директор юрмальского курортно–реабилитационного центра Viktorija–91 Валентина Нечипоренко:
— Никаких двух миллионов у нас нет! Известно, как подсчитываются эти туристы. В их число включают всех, кого только можно. В том числе круизников, которые зашли на пассажирских судах на несколько часов, попили пивка в Старой Риге и укатили. До гостиниц они так и не добираются. К сожалению, я вижу, что в Латвии вообще отсутствует какая–либо государственная политика в области туризма. Скажем, мы заполняем номера только за счет своих усилий. А вот власти нам никак не помогают. Зато мы регулярно слышим, что на рекламу потрачены очередные миллионы. Но где же отдача?
"Прироста нет!"
В свою очередь, заведующая отделом по приему туристов компании TAS Baltic Элга Гриките посетовала, что она и ее коллеги как–то не почувствовали в этом году особого прироста туристов. "Можно сказать, что их число на уровне прошлого года. Конечно, в каждой компании своя статистика, но, на мой взгляд, из–за украинских событий Латвия уже очень сильно потеряла. Потому что, образно говоря, Россия — это Путин, а Латвия — это НАТО".
Кое–кто напомнил, что в начале 90–х годов туристическая Латвия во многом жила за счет ностальгии. Известно, что во времена СССР Прибалтику называли советским Западом. Вся великая страна мечтала побывать в Юрмале. Но теперь ситуация изменилась, потому что выросло целое новое поколение путешественников.
— Да, молодежь на Востоке уже мало знает о Прибалтике, — отметила умудренная многолетним опытом Элга Гриките. — Те россияне, которым чуть за двадцать, вообще по–другому смотрят на мир. Они ездят уже совершенно иначе. Сегодня вся планета в их распоряжении. Для них что Латвия, что любая другая страна — это просто очередная точка на карте. Поэтому просто одна ностальгия уже не проходит. Сейчас нужно делать упор на грамотный маркетинг. Иначе как молодежи узнать о Латвии?
Кроме того, не секрет, что к нам в основном едут из Москвы и Санкт–Петербурга. Почему? Тут можно назвать несколько причин. Но возьмем, скажем, жителей далекого Урала. Им ближе отдых на других направлениях. Прежде всего это касается Юго–Восточной Азии. Да и какой смысл им ехать сюда, если в Турции отдохнуть получается дешевле? А посмотрите, сколько россиян устремляется в Таиланд. Да и в Египте их немало. И еще. Мне кажется, мы как–то незаслуженно забыли о Калининградской области. Хотя она не так уж и далеко от Латвии. Вот где надо вести большую работу. Уверена, на 2–3 дня многие бы приехали в Ригу.
— На что жалуются туристы?
— На высокие цены. Я им пытаюсь объяснить: мол, все–таки Латвия — это северная страна. У нас они никогда не будут ниже, чем, например, в Болгарии или в той же Турции. Значит, мы должны брать качеством! А еще не следует забывать, что туризм — это крайне чувствительная, деликатная сфера. Недаром говорят, что нельзя плевать в колодец, из которого нужно самим же пить. К сожалению, у нас часто делают громкие необдуманные заявления, которые потом имеют весьма печальные последствия.
Профессор Балтийской международной академии Всеволод Качан возглавляет в своем вузе программу "Связи с общественностью". А значит, что касается приема зарубежных гостей, то его прежде всего интересуют вопросы грамотного пиара. Однако он так и не нашел основательного исследования иностранного туриста как такового.
— Я не могу понять, как можно развивать туризм без того, чтобы как следует не вникнуть в эту тему. Пока что у нас специалисты только "трещат" про Латвию, про Ригу там, где сами считают нужным. Конечно, это хорошо, но только, если приносит пользу. Однако кто это выяснял? Мне кажется, до сих пор у нас никто не разобрался, кто именно приезжает в Латвию и Ригу и почему они это делают. Что они хотят здесь увидеть? Что им понравилось? И что не понравилось?
Только ответив на все эти вопросы, мы можем быть уверены, что гости захотят к нам вернуться. Вот у нас постоянно говорят о некоем качестве, которое предоставляет Латвия. Но так ли это на самом деле? Действительно ли туристы получают здесь высококачественные услуги? А может быть, они плюются и говорят: "Ну знаете, больше мы сюда ни ногой!" Мне кажется, мы слишком верим в то, что ожидания туристов у нас непременно должны оправдаться. Но проверяется ли это?
Ведь если ожидания действительно оправдываются, турист и сам еще раз приедет, а также посоветует другим заглянуть в наши края. Для сравнения можно взять то, как щепетильно относятся к туристам в Великобритании. Причем к разным, в том числе, между прочим, и российским. Интересы русских гостей в Туманном Альбионе стараются тщательно отслеживать, чтобы предложить им особые программы отдыха. А что у нас? На мой взгляд, у нас многие до сих пор верят в то, что россияне и так сюда приедут.
"Силовиков мы потеряли"
По словам Максима Толстого, пока рост приезжающих из России все еще продолжается. Однако никто не знает, что будет завтра.
— В последние годы мы привыкли к некой стабильности в отношении восточного направления. Знаем, что всегда можем отрапортовать: мол, сейчас к нам приехало столько–то россиян, а в следующем месяце будет еще больше. Спокойно делали прогнозы на полгода вперед. Но сейчас стабильность явно пошатнулась. Ясно, что в России сейчас все усилия направлены в сторону Крыма. Кроме того, недавно там резко ограничили выезд всех силовиков. Скажем, МЧС. Понятное дело, теперь они поедут в Крым, потому что больше некуда.
Причем запретили выезжать главам семейств, но если взять родных и близких, то потери еще больше. Надо сказать, многие силовики получают очень хорошие зарплаты. Это всегда была весьма стабильная категория иностранных туристов, которых смело можно отнести к среднему классу. К сожалению, теперь мы потеряли массу платежеспособных гостей. Речь идет о целом потоке. Конечно, бизнесмены по–прежнему едут. Но все–таки во всем мире самые большие надежды обычно возлагают на средний класс. Тем не менее надеюсь, что в будущем ситуация улучшится.
Март ДМИТРИЕВ.