Представители компаний, которые занимаются установкой и обслуживанием газовых котлов, до сих пор полагают — новые правила — неудачная шутка от Рижской думы.
«Кроме, как новогодняя шутка, я это воспринять не мог. Потому что здравый смысл, просто-напросто противоречит такому решению, - сказал председатель правления компании Intergaz Евгений Карев.
Он отметил, что у Риге обширный газифицированный частный сектор. Кроме этого, практически к каждому району столицы примыкает промзона, где работают тысячи предприятий. Большая их часть отапливается природным газом или пропан-бутаном. Причем у многих газ задействован и в производственном цикле.
«В 26-27 году может начать выходить из строя газовое оборудование и менять его в данном случае нельзя. Хорошо, а на чем эти предприятия будут работать? Предложение на дровах? Секундочку мы уходим в какой-то каменный век. Это нужны огромные помещения для хранения. На щепе? Это какой-то бред», - добавил Евгений Карев.
В центре Риги будут наиболее жесткие правила. Тут даже вышедший из строя старый газовый котел после 2025 года нельзя будет заменить на новый. Член правления член правления AO Gaso Йоахим Хоккерц считает, что это решение не только неразумное, но и просто опасное.
«Я не понимаю почему Рижская дума запрещает установку новых газовых котлов с 1 января 25 года, а в зоне номер 1 даже запрещает замену старых газовых котлов на современные. Это вряд ли поможет достичь цели. И вообще может угрожать безопасности. Ведь это может привести к тому, что люди будут пользоваться котлами намного дольше, чем необходимо, не меняя их на новые», - отметил он.
Член правления компании Bosch в Балтийских странах Каспарс Калвишкис говорит, что у предприятия нейтральное отношение к новым правилам Рижской думы – поскольку у них есть предложения и по тепловым насосам, и по солнечным коллекторам. Поэтому за свою дальнейшую судьбу они не переживают. Однако есть опасения, что многие проекты компании придется реализовывать уже за пределами столицы.
«Если Рижская дума оставит в силе эти условия, то при всех одинаковых факторах, новые инвесторы будут принимать решения, где им инвестировать и где жить. Или это будет в пределах Риги, или это будет за пределами столицы», – пояснил Каспарс Калвишкис.
Сейчас в газифицированные районы частного сектора и на промышленные предприятия газ поступает в город по трубам. Если отказываться от ископаемого газа и переходить, например на биомассу — дрова, то все это придется в город завозить на транспорте, говорят ученые.
«Дрова надо вывезти из леса, где-то обработать, переработать. Доставка в город осуществляется на дизельных машинах. Пока они попадут к конечному потребителю — это загрязнение окружающей среды», - пояснил руководитель кафедры тепловых инженерных технологий РТУ Анатолий Бородинец.
В 2019 году министерство экономики предложило жителям Латвии для снижения выбросов в транспортной сфере перейти к использованию автомобилей на CNG — это сжатый природный газ. Поскольку у нас хорошо газифицированный частный сектор, то многие водители могли бы заправляться прямо у себя дома.
«И тогда возникает вопрос, если будет массовое отключение газовых котлов, то тогда не получится и развитие автотранспорта. Надо сбалансировать общее видение ситуации между самоуправлением и государством», - считает Анатолий Бородинец.
«Нет такой синхронизации, буквальной, что мы участвуем в принятии решений или подготовке нормативных актов совместно с Рижской думой. Они сами за это отвечают. Это компетенция самоуправления — продвигать те вопросы, от которых зависит теплоснабжение», - пояснил представитель Министерства экономики Эдийс Шайцанс.
После 2025 года может сложиться такая ситуация: государство и самоуправление будет иметь право сжигать газ для отопления, а физические и юридические лица — нет. Это уже ограничение доступа к определенным видам топлива. Возможное нарушение принципов конкуренции и прав потребителей.
В Совете по конкуренции отказались комментировать этот вопрос, под предлогом, что раз ограничения принимаются в рамках программы климатической нейтральности и касаются всех, то о проблемах с конкуренцией говорить не приходится.