В рекламном тексте патронажной фирмы Amalja под заголовком "Мы позаботимся о вас и ваших близких!", в частности, сказано: "Наша компания занимается организацией профессионального ухода за больными и престарелыми людьми. Мы предоставляем заказчику полноценный патронаж, а именно: разарабатываем и согласовываем с ним оптимальный режим ухода за подопечным, подбираем из своего штата сиделку или помощницу соответствующего профиля и квалификации… Не бойтесь пустить в свой дом чужого человека, просто уделите время выбору надежной компании, где вам помогут подобрать специалиста по уходу, которому вы сможете доверять".
Случай, описанный в этой статье, заставляет сомневаться в правдивости этих рекламных посулов.
У Ларисы Осиповой случилось несчастье. Ее мать Мария Савельевна, 1941 года рождения, перенесла обширный инсульт, в результате которого оказалась почти полностью парализованной. Пожилой женщине требовался круглосуточный уход квалифицированной сиделки. Подобную услугу согласилась оказать фирма Amalja, оплата — 60 евро в сутки. Но в результате такого "квалифицированного" ухода состояние больной резко ухудшилось, и медики теперь всерьез опасаются за ее жизнь. Наиболее вероятной причиной могут быть действия сиделки. Она, чтобы пациентка ей не досаждала, дала больной вместо половины таблетки снотворного "Сомнол", как предписал врач, целых семь.
Пришла беда — отворяй ворота
К сожалению, в Латвии сердечно–сосудистые заболевания стоят на одном из первых мест среди причин смертности. Больше всего подвержены риску инфаркта или инсульта люди пожилого возраста. Но даже если человек перенес приступ и продолжает жить, он, как правило, становится инвалидом. Особенно беспомощен больной в первые полгода после удара, когда он даже принимать пищу зачастую не в состоянии без посторонней помощи. Тогда родственники вынуждены прибегать к услугам патронажных фирм. Их расценки недешевы. Естественно, ведь пострадавший мало того что физически не может самостоятельно встать с постели, но и зачастую получает расстройство психики. Уход за ним необходим круглосуточный. А что делать, если все остальные члены семьи работают, так как им нужно на что–то жить? Они залезают в долги, берут кредиты, чтобы оплатить работу сиделок. И взамен хотят получить качественный и квалифицированный уход за близким человеком. Но зачастую получается наоборот.
Сейчас Лариса няню Людмилу иначе как санитаркой–убийцей и не называет. И, по ее словам, причина для этого есть. "Мою мать выписали из больницы "Гайльэзерс" после десяти суток лечения", — рассказывает Лариса. Действительно, это стандартный срок для пребывания больных, перенесших инсульт. О каком–то прогрессе в таких случаях говорить не приходится, устраняется лишь угроза новых приступов болезни. "Мне для перевозки матери домой пришлось заказывать специальный транспорт и санитаров, — продолжает женщина, — мама пребывала в каком–то собственном выдуманном мире, часто капризничала, особенно по ночам. Становилась агрессивной по отношении к моим детям. Я решила, что просто не выдержу, не смогу после работы еще и ухаживать за ней. И стала подыскивать сиделок, чтобы присматривали за ней круглосуточно".
Реклама — двигатель обмана?
В век Интернета найти организацию, оказывающую подобные услуги, оказалось не так уж сложно. Ларису Осипову привлек фрагмент рекламного проспекта, опубликованного на домашней страничке ООО Amalja: "Патронажная компания Amalja располагает базой необходимого вам персонала, что позволяет в самые короткие сроки подобрать работника требуемой квалификации. У нас на постоянной основе работают высококвалифицированные работники, имеющие опыт ухода за больными и пожилыми людьми. Это зрелые, уравновешенные женщины (возраст — от 35 до 65 лет). Отличительными качествами нашего персонала являются доброжелательное, уважительное отношение к подопечным, милосердие, сострадание. Не бойтесь пустить в свой дом чужого человека, просто уделите время выбору надежной компании, где вам помогут подобрать специалиста по уходу, которому вы сможете доверять".
Лариса, не колеблясь ни минуты, позвонила в офис фирмы. После предварительных переговоров компания согласилась предоставить ее матери круглосуточную высококвалифицированную сиделку. Она должна была не только ухаживать за больной и кормить ее, но и заниматься с ней лечебной гимнастикой. Занятия надо было начинать уже в первые дни после инсульта. Пассивные движения в парализованных конечностях требуется выполнять не менее 15 минут по 3–4 раза в день. Естественно, далеко не каждый подобный больной в таких случаях хочет, чтобы его беспокоили. Но работники фирмы заверили свою новую клиентку, что направляют опытного специалиста, имеющего хорошие рекомендации. Стоимость ее услуги составляла 60 евро в сутки. Договор решили заключить после пяти суток работы. Однако деньги в размере 300 евро взяли сразу же, выписав квитанцию № 016201 "За услуги по уходу".
"Няня–убийца"
Сиделкой оказалась женщина в возрасте 65 лет по имени Людмила. Она заверила, что все будет в полном порядке, и поселилась в материнской квартире, куда после лечения в больнице доставили Марию Савельевну. Патронажная сестра приступила к своим обязанностям в воскресенье, а уже вечером во вторник на мобильный телефон Ларисы пришла от нее странная эсэмэска, состоявшая из одной буквы "Ф". И худшие опасения подтвердились. Дочь застала свою мать буквально в состоянии комы. Она была как тень, ни на что не реагировала. Причины столь ужасного состояния обнаружились быстро. В упаковке снотворного "Сомнол", выписанного врачом, не хватало семи (!) таблеток. А ведь, согласно предписанию врача, надо было давать больной только по полтаблетки на ночь, чтобы она лучше спала.
Оно и понятно, так как "Сомнол" относится к сильнодействующим препаратам по списку № 1. В аннотации специально указано, что при передозировке могут наступить различные степени угнетения центральной нервной системы: от сонливости до комы, в зависимости от количества принятого препарата. В легких случаях — сонливость, спутанность сознания, апатия; в более серьезных случаях — атаксия, летаргия, гипотония, угнетение дыхания и кома.
Но и это еще не все. На руках и бедрах Марии Савельевны красовались багровые синяки. Их дочь засняла на камеру мобильного телефона. Попутно были опустошены запасы спиртного, состоявшие из бутылок бальзама по 0,7 литра и 300 граммов, водки по 0,7 литра, а спирт в бутылке был заменен обыкновенной водой. От увиденного у Ларисы Осиповой случилось глубочайшее нервное потрясение. "Это санитарка–убийца, она загубила мою мать", — кричала она. В ответ Людмила ехидно заметила, что, вообще–то, она состоит на учете у психиатра и, соответственно, спроса с нее никакого. В свою очередь, в фирме Amalja, выслушав жалобу Ларисы, заявили, что она за столь "квалифицированный" присмотр за беспомощной женщиной осталась им еще и должна…
Худшие опасения Ларисы подтвердились. Врачи Сигулдской больницы, где согласились принять больную в таком состоянии, подтвердили, что причиной резкого осложнения состояния мог стать прием больших доз сильнодействующего снотворного. Сейчас пожилая женщина находится между жизнью и смертью. Надежды на то, что ей когда–нибудь станет лучше, увы, немного.
Согласно латвийским законам, все организации — как частные, так и государственные — должны после соответствующей процедуры быть занесены в Регистр оказания социальных услуг, который контролирует Министерство благосостояния Латвийской Республики. В фирмах должны работать только сотрудники, имеющие специальное образование, дающее им право ухаживать за людьми. Однако зачастую законы вступают в противоречие с реальной жизнью, что подтверждает история с Марией Савельевной.
Конечно, мы не вправе утверждать, что все сиделки и няни этой патронажной фирмы имеют такие же садистские наклонности, как та, которая издевалась над Марией Савельевной. Допускаем, что это исключительный, из ряда вон выходящий случай. Но и он ставит под сомнение искренность посулов, изложенных в рекламе фирмы Amalja. И требует от ее владельцев и руководителей более пристально и критично взглянуть на методы и результаты своей работы.
7 мая 2015. №18