В должности заместители председателя правления "Согласия" повторно избран председатель парламентской фракции партии Янис Урбанович.
Других выдвинутых на эти посты кандидатов не было.
Делегаты съезда проголосовали также за увеличение состава правления партии до 21 человека.
В правление "Согласия" на съезде избраны также Виталий Агешин, Айвар Бергерс, Сандрис Бергманис, Борис Цилевич, Сергей Долгополов, Андрей Элксниньш, Михаил Каменецкий, Андрей Козлов, Андрис Морозов, Никита Никифоров, Виталий Орлов, Игорь Пименов, Сергей Потапкин, Иван Рыбаков, Александр Саковский, Максим Толстой, Зента Третьяк, Анна Владова и Ивар Зариньш.
ИЗ МОЕЙ РЕЧИ НА КОНГРЕССЕ «СОГЛАСИЯ» ПРО ШКОЛЫ
Факты
Сначала немного фактов о школах, среднем образовании и национальных меньшинствах.
Мы имеем систему билингвального образования, которая сейчас качественно работает и выполняет поставленные перед ней задачи – выпускники школ национальных меньшинств знают хорошо и латышский, и родной язык. У нас в Риге, например, нет проблем с русскоязычными выпускниками школ, которые бы не знали латышский язык. Наоборот, у нас многие молодые выпускники латышских школ из провинции сталкиваются с проблемами на рынке на труде из-за того, что они не знают русский язык – такая проблема существует. Но не наоборот.
При нынешней системе билингвального образования дети знают языки. При этом сохраняется баланс между знаниями и правом на образование на родном языке.
Терминология
Еще несколько слов о терминологии:
Билингвальное образование значит, 60% на латышском 40% на родном. По факту в Риге на родном языке обычно преподается около 30% предметов. Это означает, что в средней школе для национальных меньшинств на родном языке (не считая сам родной язык и литературу) преподается 2-3 предмета.
Учитывая эти пропорции и употребляется определение школы национальных меньшинств или билингвальные школы, а не русские школы.
Чисто технически называть русской - школу, в которой на русском преподается около 30% предметов было бы некорректно.
Поэтому мы говорим о билингвальном образовании, которое проводится в разных пропорция на латышском и русском языках. И которое сейчас, повторю еще раз, со своей задачей замечательно справляется.
Политическая позиция
О политической позиции. Мы категорически против ликвидации в школах программ национальных меньшинств, против ликвидации билингвального образования мы всегда были против этого. Это не нужно с профессиональной точки зрения, это несет угрозу качеству образования, такая реформа является чисто политическим процессом, плюсы от которого могут получить только радикалы с разных сторон. А высказывания, которые себе сейчас позволяют многие правые политики просто оскорбительны для русскоязычных жителей Латвии.
Что делать
Здесь самый главный вопрос нам, как партии – как действовать, чтобы защитить в этой ситуации и интересы Латвии, и интересы русскоязычных жителей Латвии. Хотелось бы подчеркнуть, что это не противоречащие друг другу понятия.
С одной стороны, мы находимся в оппозиции в Сейме и большинство мест в парламенте принадлежит правым партиям, которые выступают за ликвидацию в школах программ национальных меньшинств. И здесь, несмотря на весь опыт, у наших товарищей возможности ограничены. Их просто количественно меньше.
С другой стороны, у нашей партии есть реальные рычаги на уровне самоуправлений, при чем не только в Риге.
Получается два варианта. Первый вариант – пикеты и петиции, это политический процесс, который означает много слов и эмоций, что понятно и естественно. Особенно учитывая насколько больная и чувствительная тема. Но как показывает опыт всех лет – в Латвии слова и эмоций тем не менее не дают прикладной результат. Я не говорю, хорошо это или плохо, что такие формы политической активности как пикеты и петиции в нашей стране имеют очень ограниченную эффективность. Но это надо учитывать.
Есть второй вариант - предложить жителям Латвии и своим избирателям решение, которое мы можем не только обсудить на словах, но и реализовать в жизни.
Меня и моих коллег в Риге избрали работать в Рижской думе в исполнительной власти, поэтому мы выбрали второй вариант. Нам нравятся слова, особенно умные. Но если можно показать дела, то мы за дела.
Рижский путь
Мы не согласны с ликвидацией в школах программ национальных меньшинств, мы за сохранение и развитие билингвального образования. И для сохранения и развития билингвального образования мы предлагаем комплексное решение, которое в Риге, кстати, будет введено вне зависимости от того, будут ли ликвидированы программы национальных меньшинств.
Рижская дума оплатит дополнительные занятия на родном языке в школах национальных меньшинств. Но мы не собираемся создавать вторую школу, где будет повторяться еще раз на русском то, что преподавалась на латышском. Мы сохраним и укрепим через дополнительные занятия то, что является сильной стороной наших школ – билингвальное образование, когда используются и латышский, и родной языки.
Мы не заставим русскоязычных детей сидеть лишние часы за партами, в то время, когда их латышские сверстники будут уже играть на улице или заниматься другими делами. Дополнительные занятия будут интегрированы в программу «Домашних заданий».
Школам будет дана свобода в выборе и количества предметов, и списка предметов. Решение о том, какие дополнительные занятия организовывать, как много и по каким предметам будет решать администрация и родители.
Не компромисс
Очень важно подчеркнуть, что введение программы дополнительных занятий на родном языке не является предметом каких-либо компромиссов с кем-либо, если мы говорим о планах ликвидации программ национальных меньшинств.
Рижская дума реализует программу в рамках своих прав, как самоуправления. В свою очередь правительство и ответственные министерства мы просто информируем о реализации наших планов.
Программу мы введем вне зависимости от того, будет ли реализована реформа.
Идет активная работа. Как мэр, я уже встречался с директорами всех школ для национальных меньшинств Риги. Сейчас они готовят свое видение по тому, как, в каком объеме вводить дополнительные занятия, учитывая специфику каждой школы, района, социальной ситуации, нагрузку на детей, объемов внеклассного образования, нагрузке учителей. Дальше будет работа с родительскими советами школ.
И Рижская дума предложит свой подход нашим коллегам в других самоуправлениях. Хочу напомнить, что многие самоуправления очень часто перенимают успешный рижский опыт.
Еще три важных момента.
В Риге абсолютное большинство билингвальных школ преподают на латышском и русском. Но такая же поддержка будет оказана польской, литовской, эстонской, украинской, белорусской и еврейской школам.
Аналогичная программа дополнительных занятий будет введена и в латышских школах. Школы с преподаванием на латышском языке смогут использовать дополнительные занятия исходя из своих потребностей.
Все, о чем мы говорили, касается средней школы. 10-й – 12-й классы. Но уже сейчас понятно, что схожую форму поддержки, но в другом объеме, надо будет вводить и в 7-х – 9-х классах.
Поддержка
Я благодарен за тот шквал вопросов, замечаний, упреков, комментариев, который последовал после того, как было объявлено о планах Рижской думы в связи со школами национальных меньшинств. Но для того, чтобы нам удалось успешно ввести свою программу поддержки и развития билингвального образования вопросов, замечаний и упреков нужно будет намного больше.
Это один из самых больших вызовов для нашей партии. Если мы будем вести себя умно, грамотно и профессионально, то мы действительно сможем не на словах, защитить и качество образования и интересы русскоязычного меньшинства.
То, как мы сейчас действуем – правильно. И лучше всего об этом свидетельствует реакция политических антиподов. Одни наше предложение называют антилатышской и противоправной деятельностью. Другие говорят, что мы предали русских.
Это значит, что мы действительно поступаем правильно. При чем правильно не только с точки зрения интересов партии и наших избирателей.
Если твои действия не нравятся националистам со всех сторон, значит это правильно с точки развития страны в целом.
Наша миссия
Наша самая главная миссия – это мир и стабильность. Мир и стабильность между латышами и нелатышами. Мы единственная партия, которая объединяет латышей и нелатышей. И которая защищает интересы всех вместе – латышей, русских, украинцев, белорусов, евреев, представителей десятков других национальностей.
Другого пути для нашей партии и нашей страны я не вижу.