Историки в России были и до него: Василий Татищев, Михаил Щербатов, а главное, живший при Владимире Мономахе анонимный автор "Повести временных лет". Но Карамзин первым собрал и обобщил огромный материал и представил всеохватывающую картину развития страны от первых упоминаний о славянах до Смутного времени. Он же создал в русском образованном обществе моду на отечественную историю.
Его фундаментальный труд переиздается, читается и цитируется и в наше время.
Карамзин-историк не претендовал на беспристрастность и своих консервативно-монархических убеждений не скрывал. На склоне лет он говаривал, что уедет в Турцию, если в России отменят цензуру. Однако мыслил так не всегда.
Жизнь и взгляды
- Будущий ученый появился на свет в начале царствования Екатерины II, большим почитателем которой впоследствии был. Он родился 12 декабря (1 декабря по старому стилю) 1766 года в Симбирской губернии в семье помещика, ведшего свой род от служилых татар. Учился в Московском университете, но не окончил его, поступив по настоянию отца в лейб-гвардии Преображенский полк.
- В молодости Карамзин принадлежал к либерально-западническому лагерю. Оставил службу в элитном полку ради занятий изящной словесностью, что рассматривалось тогдашним обществом как вольнодумство. Поселился во фрондерской Москве, состоял в масонской ложе под именем "брат Рамзей", дружил с просветителем Николаем Новиковым. Издавал литературный "Московский журнал" и первый русский журнал для детей "Детское чтение для сердца и разума". Путешествовал по Европе, встречался с Иммануилом Кантом. "Путешествие питательно для духа и сердца нашего. Путешествуй, ипохондрик, чтобы исцелиться от своей ипохондрии! Путешествуй, мизантроп, чтобы полюбить человечество! Путешествуй, кто только может!", - писал он.
- В апреле 1790 года 23-летний Карамзин устремился в революционный Париж. Приезд совпал с коротким периодом, когда Франция, избавившись от вопиющих пережитков, казалось, встала на путь национального примирения, гуманизма и прав человека. В "Письмах русского путешественника" Карамзин излил восторг от увиденного, а спустя два года полыхнул террор, начались нескончаемые войны, свобода закончилась диктатурой Наполеона. Горькое разочарование убедило Карамзина в тщетности и вредности любых попыток изменить мир.
- Прежде чем сделаться историком, Карамзин прославился как писатель. Опубликованной в 1792 году повестью "Бедная Лиза" в набиравшем силу в Европе и новом для России литературном направлении сентиментализма зачитывалась вся грамотная публика. Сентименталистов привлекало не общественное, а личное, не назидательное, а трогательное, не подвиги героев, а чувства обычных людей. "Бедная Лиза" вошла в историю благодаря знаменитой фразе: "И крестьянки любить умеют!". "Карамзин сделал литературу гуманной", - писал Александр Герцен.
- Кроме французского и немецкого, что являлось обычным, Карамзин блестяще знал английский, называл своим учителем Лоренса Стерна и перевел на русский шекспировского "Юлия Цезаря". Перевод пьесы был запрещен цензурой за тираноборческие мотивы.
- Он также перевел с английского древнюю индийскую драму "Саконтала", впервые представив российской публике культуру Индии.
- 31 октября 1803 года Александр I сделал Карамзина придворным историографом с жалованьем две тысячи рублей в год. Ни до, ни после него эту должность никто не занимал.
- Мотивы решения императора неизвестны. Карамзин прежде не проявлял большого интереса к истории, если не считать изданной в том же 1803 году повести "Марфа-посадница, или покорение Новгорода".
- Карамзин чрезвычайно серьезно отнесся к назначению, по его словам, "постригся в историки" и углубился в архивы, забросив всякую иную деятельность.
- В феврале 1818 года поступили в продажу первые восемь томов "Истории государства Российского". Большой по тем временам трехтысячный тираж разошелся в течение месяца. "Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом", - заметил Пушкин.
- Потом были изданы еще три тома, а последний, 12-й, увидел свет после смерти автора, наступившей 3 июня 1826 года.
- Недописанный 12-й том заканчивается главой "Междуцарствие 1611-1612 годов". Карамзин практически завершил главное дело своей жизни: он неоднократно говорил, что описывать начавшуюся в 1613 году эпоху Романовых не планирует.
- Труд Карамзина вызвал к жизни подражания и пародии. Поклонник Карамзина славянофил Михаил Погодин написал "Историю российского народа". Западник Алексей Константинович Толстой сочинил сатирическую "Историю государства Российского" в стихах. Наш современник Борис Акунин, подобно Карамзину, сперва прославившийся как беллетрист, с явной отсылкой к предшественнику назвал свой историографический проект "История российского государства".
- Первые тома так понравились Александру I, что он предложил Карамзину жить рядом с ним в Царском Селе. При этом Карамзин относился к императору довольно скептически, находя его чересчур склонным к переменам и снисходительным к вольномыслию. "Одна из главнейших причин неудовольствия россиян на нынешнее правление есть излишняя любовь его [Александра I] к преобразованиям, потрясающим империю, благотворность коих остается сомнительной", - писал он знакомому.
- Наиболее полно Карамзин изложил свои политические взгляды в "Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях", поданной царю в 1811 году и откровенно направленной против реформатора Михаила Сперанского, вскоре отправленного в отставку. "Всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости", - внушал он Александру I . Там же Карамзин высказался за незыблемость крепостного права, задав риторический вопрос: "Будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам?"
- "Дворянство есть душа и благородный образ всего народа", - утверждал Карамзин, хотя и осуждал "некоторых роскошных людей" за "суетную расточительность, платящую сто рублей за ананас для десерта".
- К труду Карамзина восходит ряд тезисов, доныне распространенных в российской исторической науке: о благотворности и прогрессивном характере централизации и сильной власти, о добровольном призвании варягов (в противовес европейским государствам, сложившимся в результате завоеваний), о княжеских усобицах как главной причине "ига", о предопределенности особой роли Москвы.
- Карамзин впервые употребил слово "иго" применительно к периоду ордынского господства над Русью и эпитет "Мудрый" в отношении киевского князя Ярослава. Современникам тот был известен как Ярослав Скупой, за то, что сильно торговался со скандинавскими наемниками.
- Карамзин нашел и опубликовал Ипатьевскую летопись и "Хождение за три моря" Афанасия Никитина. "Доселе не знали, что честь одного из древнейших европейских путешествий в Индию принадлежит России, что индийцы слышали об ней прежде нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара", - с гордостью писал он.
- За исключением периода феодальной раздробленности XII-XIII веков и опричнины, всю остальную историю России Карамзин описывал, не скупясь на превосходные оценки. Например, киевского князя Святослава называл, ни много, ни мало, "русским Македонским".
- "Россияне одарены от природы всем, что возводит народы на высочайшую степень величия", - утверждал Карамзин. Правда, высказывался и более критично: "Любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть; и, жалея о тех людях, которые смотрят на вещи только с дурной стороны, не видят никогда хорошего и вечно жалуются, мы не хотим впасть и в другую крайность; не хотим уверять себя, что Россия находится уже на высочайшей степени блага и совершенств".
- Беседуя с Михаилом Погодиным накануне выхода в свет 10-го тома "Истории государства Российского", Карамзин пообещал "снять несправедливую охулку" с Бориса Годунова, но в итоге изложил каноническую версию угличской драмы. "Что утверждено общим мнением, то делается некоторого рода святынею; и робкий историк, боясь заслужить имя дерзкого, без критики повторяет летописи", - меланхолично пояснил он.
- Памятник Минину и Пожарскому был установлен в 1818 году на Красной площади по предложению Карамзина. Ранее предполагалось воздвигнуть его в Нижнем Новгороде.
- Широко известна история про то, как Карамзин, приехав в 1790 году в Париж, на вопрос давно жившего там соотечественника, как дела на родине, ответил одним словом: "Воруют-с". Многие, однако, считают ее анекдотом, в частности, потому, что источники называют в качестве собеседника Карамзина разных людей.
- Противник политических реформ был крупным реформатором русского языка. Карамзин ввел в него множество новых слов, так прижившихся, что кажется, будто они были всегда: "впечатление", "влияние", "благотворительность", "влюбленность", "вольнодумство", "достопримечательность", "ответственность", "подозрительность", "промышленность", "утонченность", "первоклассный" "человечный", "трогательный", "занимательный", "сосредоточить", "моральный", "эстетический", "эпоха", "сцена", "гармония", "катастрофа", "тротуар", "кучер". Все они были либо прямыми заимствованиями, либо кальками с французского.
- Карамзин был дважды женат и имел десять детей. Героиню самой известной своей повести он назвал в честь первой жены Елизаветы Протасовой.
- Утверждалось, что Карамзина погубила любознательность историка: он умер якобы от простуды, которую заполучил, наблюдая за восстанием на Сенатской площади. Версия вызывает сомнение, поскольку между восстанием и смертью Карамзина прошло почти полгода.