По словам бывших сотрудников СБ, в то время были созданы несколько специальных групп, которые среди прочего занимались сбором и анализом рукописных текстов, написанных Валенсой в разные годы, чтобы затем можно было подделать его почерк. Цель этой операции частично была достигнута: слух о том, что Валенса под кодовым именем "Болек" шпионил для СБ, привел к жесткой конфронтации лидера "Солидарности" с некоторыми коллегами. Тем не менее документы, подброшенные, в том числе и в норвежское посольство, не помешали в 1983 году вручить Леху Валенсе Нобелевскую премию мира.
Политическое оружие
Слухи о том, что лидер "Солидарности" якобы был информатором польской СБ, приобрели новую политическую окраску после падения коммунистического режима и избрания Валенсы президентом Польши в 1990 году. Бывший тогда министром внутренних дел Антоний Мачеревич опубликовал 4 июня 1992 года список из 64 бывших агентов СБ, занимавших самые высокие посты в госструктурах. Самое известное имя в этом списке: Лех Валенса, информатор под псевдонимом "Болек". Той же ночью Сейм Польши при активной политической поддержке президента Валенсы выразил вотум недоверия правительству Яна Ольшевского.
Партия Мачеревича и Ольшевского тогда называлась "Соглашение центристских сил" (Porozumienie Centrum). Среди основателей этой партии были и братья Лех и Ярослав Качиньские - к тому времени ярые противники Валенсы. И до сих пор Лех Качиньский (ныне председатель правящей партии "Закон и справедливость") и Антоний Мачеревич (занимающий сейчас пост министра обороны) убеждены, что отставка правительства Ольшевского была "удачной операцией бывших агентов".
Со своей стороны Валенса и его политические сторонники постоянно подчеркивали, что опубликованный список информаторов СБ говорит лишь о зарегистрированных в актах спецслужб агентах, а не об их реальной работе. В 2000 году люстрационный суд Польши оправдал Валенсу, подтвердив его утверждение, что он никогда не был внештатным сотрудником СБ.
"Страховка" Кищака
Сообщение Института национальной памяти Польши о том, что были найдены новые документы, якобы свидетельствующие о сотрудничестве Леха Валенсы со спецслужбами коммунистического режима, вновь запустило дискуссию о прошлом одного из самых известных поляков в мире.
Лукаш Каминский, директор ИНП, сообщил, что было найдено персональное дело Валенсы, в котором находились обязательство сотрудничать с СБ, а также папка с донесениями информатора под именем "Болек", где наряду с рукописными отчетами были сохранены квитанции о получении денег. Документы охватывают период с 1970 по 1976 годы. По словам Каминского, сейчас проводится анализ содержания этой папки, насчитывающей несколько сотен страниц.
Лех Валенса выступает на митинге, 1990 год
Папка с документами была найдена после смерти генерала Чеслава Кищака в его доме. С 1981 по 1990 годы он занимал пост министра внутренних дел и таким образом имел доступ к архивам служб безопасности. Похоже, что дело Валенсы Кищак хранил у себя дома в нарушение должностных инструкций. Польские СМИ пишут, что эту папку пыталась продать ИНП вдова генерала, после чего был проведен обыск в ее доме. Почему Кищак похитил папку с документами и хранил у себя дома, остается только гадать. Возможно, он хотел сохранить возможность шантажировать Валенсу.
Вопросы без ответов
Несмотря на то, что Лех Валенса всегда отрицал сотрудничество со спецслужбами, некоторые вопросы об отношениях Валенсы с СБ до сих пор остаются открытыми. Интересно, что лишь в 2011 году в одном из интервью Валенса признал, что подписал обязательство сотрудничать с СБ. "Все его подписывали, так что я это тоже сделал", - сказал он тогда. Но Валенса был, по его выражению, абсолютно убежден, что "переходить на другую сторону" он не станет.
"Я принял тогда это решение потому, что хотел добиться большего. Если бы я мог вернуться в то время, я бы поступил точно также", - подчеркнул экс-президент и добавил, что это был единственный способ перехитрить СБ. На вопрос, получал ли он деньги и писал ли какие-либо отчеты, Лех Валенса не ответил. Сторонники Валенсы указывают на то, что невероятно сложно с сегодняшних позиций оценивать сложные взаимоотношения, существовавшие в диктаторском полицейском государстве.
Противники же обвиняют Валенсу в том, что во время нахождения на посту президента Польши он знакомился с делом, заведенным на него СБ. Затем было установлено, что некоторых документов в этом деле не хватает. До сих пор остается неясным, отсутствовали ли они там уже к тому моменту, когда дело читал Валенса, как он утверждает сам, или же именно он изъял из папки компрометирующие его материалы, в чем уверены противники экс-президента.
Сам Лех Валенса после появления сообщений о новых документов о его связях с СБ в своем микроблоге написал, что "я не имею отношения ни к одному из них", и если возникнет необходимость, "готов отстаивать это в суде".