"После трагедии с золитудской «Maxima» Общество за открытость «Delna» захотело было чуток помародерствовать – оно тогда предложило создать общественную комиссию и собиралось возглавить ее за скромную плату: какие-то 150 000 латов в год. Не вышло, - пишет Марис Краутманис в "Неаткариге".
Теперь кажется, что «Delna» точно кармой предначертано быть падальщиком. Опять история вокруг покойников и костей. Теперь общество будет надзирать за проектом трамвайной линии на Сканстес, который уже обозвали «кладбищенским трамваем».
Проект линии на Сканстес действительно масштабный, и в нем крутятся большие деньги – общее финансирование составит 113 миллионов евро, где 96 миллионов идут из Европейского фонда кохезии, а 17 миллионов, включая и средства самоуправления, станут национальным вкладом. Эти деньги пойдут на проектирование, прокладку рельс, закупку новых трамваев.
А там, где крутятся большие деньги, всегда будут ловкачи, желающие что-то отщипнуть себе. Понятно, что в таком проекте надо следить за руками и контролировать. А как иначе?
Но кто будут контролерами? Есть компетентные органы – KNAB, прокуратура, полиция, Госконтроль, Министерство среды и регионального развития, разные инспекции и службы, которые должны следить, чтоб закупки велись честно, чтобы деньги шли на строительство, а не по карманам, а строительство было качественным.
Было бы хорошо, если бы и общество наблюдало. Участие общества в классическом его понимании – это добровольное действие, расходы на которое покрывают сами негосударственные учреждения.
Но тут вдруг появляется организация «Delna», которая не покрывает свои расходы сама, а присосалась к европейскому финансированию. За надзор над трамваем на Сканстес «Delna» получит 300 тысяч евро или даже больше. Пока Рижская дума осваивает деньги, «Delna» их тоже осваивает. И деньги не такие маленькие. Освоение средств таково, что сначала есть сумма для освоения, а потом выдумываются объекты, за которыми надо наблюдать.
«Delna», даже не скрывая этого, все время была помощницей одной политической силы («Новое время», «Единство») в манипуляциях, чтоб люди в итоге голосовали за «Единство». Теперь само «Единство» раскололось на несколько фракций и кое-что меняется. Но от одной из этих частей – условно назовем ее леволиберальным лагерем – «Delna» вряд ли сильно отдалится. Как известно, что «Delna» всю свою деятельность направляет на прославление этой конкретной политической силы и жестко критикует нынешнего мэра Риги Нила Ушакова, потому что это популярно. Ей все равно – делает ли Рижская дума что-то хорошее или плохое.
С Ушаковым будет очень интересно, потому что «Delna» понимает достаточно, чтобы не рубить проект Сканстес на корню. Это жизненно и финансово важно самому обществу. Поэтому будет критика Ушакова, но одновременно и легитимизация его деятельности.
Одновременно рык и лай, но и поддержка. В свое время, когда «Delna» вроде как контролировала и ругала «Latvijas kuğniecība», она от пароходства получала деньги. Потому что, если контора куплена, то куплена.
Из-за «Delna» в глупой ситуации оказалась общественная организация, которая изначально действительно была общественной – Друзья Большого кладбища. У них реально были опасения, что плохая Рижская дума пустит трамвай прямо по костям. Это вызвало протесты. Теперь известно, что по костям никто ездить не будет, а линия пойдет по уже разработанной улице Сенчу.
Но организация защитников кладбища по инерции остановиться не может. Они пошли дальше – стали интересоваться и деньгами.
Тут вышла коллизия – Друзьям Большого кладбища тоже есть что сказать по проекту, и они тоже настроены против Ушакова, но впереди есть «Delna» со своими большими деньгами и возможностями. Получается такая маленькая гражданская война. По сути, представители одной партии не могут договориться, какой кусок кто будет осваивать.
Нам, нормальным людям, не затронутым этими партийными страстями, стоит задуматься, насколько это адекватно. Схожим способом деньги выкачиваются из бюджетов еще 10 европейских стран – якобы во имя борьбы с коррупцией.
Есть еще такая беда, что этот проект – один из тех, где сразу видно, что деньги будут растаскиваться.
Это причина, почему британцы настолько не любят непрозрачную брюссельскую бюрократию и из-за чего Великобритания решилась на выход из ЕС. «Вы уже не знаете, как еще растранжирить деньги? Идите-ка вы подальше!»
Перевод: freecity.lv