Латвийский рынок подержанных автомобилей сильно отличается от западноевропейского – возрастом машин, пробегом, техническим состоянием, предпочтениях в горючем, а также ценами. Автомобили, привезенные с запада, обычно стоят меньше, чем в стране-производителе. Возникает логичный вопрос: откуда бизнесмены берут прибыль?
Доходы из воздуха
«Рынок подержанных автомобилей в Латвии очень своеобразен. Каждый день в нашей базе данных появляются новые машины, которые завезены из-за границы по очень соблазнительным ценам. Это заставляет задать вопрос – почему? Неужели импортеры не хотят получить прибыль? Или конкуренция настолько сурова, что приходится работать себе в убыток? Часто приходится учитывать все факторы – машина с большим пробегом, была в аварии, продана с торгов, протащена по карусели и продана в Латвии «без дефектов»», – описывает абсурдную ситуацию в разговоре с Neatkarīgā Rīta Avīze представитель порталов autoDNA.lv и AutoDetektīvs Агрис Дулевич.
По его словам, манипуляции с показателями одометров – это только опасный симптом большей проблемы.
«Свою помощь этой теневой стороне оказывает и местный популярный портал объявлений ss.lv, позволяя за отдельную плату скрыть пробег машины, который в противном случае обязательно надо указать в объявлении. Бывают «ошибочно» указываются и VIN-номера, что позволяет скрыть информацию об истинном пробеге, а также данные об авариях», – поясняет Дулевич.
Член правления Латвийской автоассоциации Ингус Рутиньш считает, что низкая цена может и не означать, что машина в плохом техническом состоянии, зато вполне возможно, что этот автомобиль попал в Латвию при помощи какой-то мошеннической схемы.
«Нечестные автоторговцы преимущественно используют три схемы – карусель НДС, в которой налог, возможно даже многократно, воруется у государства; продажа машины за нетто-цену, где ведутся манипуляции с особыми правилами НДС и не платится налог, а также доналоговая генерация с использованием фиктивных сделок на предприятии,при которой уменьшается сумма, уплачиваемая в госбюджет», – рассказал Ингус Рутиньш.
По расчетам автоассоциации, в схемах НДС по очень скромным подсчетам пропадает примерно 20 миллионов евро в год. Если еще добавить 30 миллионов, которые не платятся в автосервисах в виде налогов с зарплат, то всего сумма недоплачиваемого автоотраслью составляет как минимум 50 миллионов евро в год!
Самые популярные машины, импортируемые через карусели НДС, это премиум-сегмент возрастом до 5, максимум до 7 лет. Чем дороже автомобиль, тем больше можно заработать за счет неуплаченного налога.
Как работает карусель НДС
Махинация, которую называют «каруселью НДС», выглядит так. Например, в Латвию только что ввезена машина нетто-ценой в 10 000 евро, и покупатель вместе с НДС уплатил продавцу 12 000 евро. Продавец должен уплатить в госбюджет 2100 евро, но этого не сделано, и автомобиль становится дешевле на сумму НДС. При этом продавец зачастую только рекламная вывеска, для мошенничества с налогом создается одно или несколько буферных предприятий, которые время от времени прекращают свою деятельность и все время меняются.
По закону при ввозе товара НДС платить не надо. Так у предприятия А в Литве машину приобретает фирма В в Латвии, которая дальше продает ее предприятию С с учетом НДС, которое тоже с использованием НДС перепродает ее фирме D, которая в свою очередь экспортирует товар назад в Литву. Фирме D полагается возврат налога, но фирма В, которая должна была перечислить налог в госбюджет, этого не сделала. Так автомобиль вращается на карусели НДС, причем за него не только не платят налог, но и воруют у страны деньги.
Нетто-машина
Не менее распространен метод, когда машина импортируется из-за рубежа и продается по нетто-цене без уплаты НДС. В этом случае покупатель осознанно вовлекается в подделку документов и ложь при регистрации автомобиля в CSDD.
Продавец – зарегистрированный в Латвии плательщик НДС – покупает машину у предприятия, которое платит НДС в Германии. В этом случае автомобиль продается по нетто-цене. После этого при дальнейшей продаже уже в Латвии документы о приобретении уничтожаются, и новому покупателю, частному лицу, предлагается заключить договор так, как если бы он покупал машину напрямую у продавца из Германии. Конечно, договор фиктивный, и со стороны немецкого предприятия подпись чаще всего подделывает оборотистый продавец в Латвии.
Своей подписью покупатель осознанно вовлекается в схему подделки документов – он подписывается под фальшивой бумагой, прекрасно зная, что не покупал машину у немецкой компании. Таким образом покупатель становится участником расхищения НДС. Ответственность за техническое состояние автомобиля с нечестного продавца моментально снимается, покупатель остается с фиктивным договором между ним и какой-то фирмой в Германии.
Что делать?
Если речь о карусели НДС, то очень эффективным средством против них может стать реверсный НДС. За импорт машины из-за рубежа и продажу дальше конечному пользователю часть НДС платится не продавцу, а напрямую государству. Такой порядок есть в торговле стройматериалами, металлоломом, электроникой и еще в некоторых сферах.
«Главная проблема с введением реверсного НДС – это огромная бюрократия. Есть отрасли, в которых этот вопрос оставлен в сфере ответственности национальных правительств, но в других отраслях его необходимость придется доказывать и получать разрешение от Еврокомиссии. Автоторговля тоже среди этих отраслей. Чтобы добиться ответа от Еврокомиссии, Латвии придется проделать огромную домашнюю работу, которой никто не хочет заниматься», – комментирует Ингус Рутиньш.
Комментарий press.lv:
Казалось бы - вот чуть ли не бесконечный ресурс пополнения бюджета страны. Только на схемах с подержанными авто - 20 млн. евро. А если прибавить схемы с новыми авто - сумму можно удваивать. А если взяться за другие сферы - строительство, деревообработка, пресловутые сделки с золотом, то можно смело плюсовать миллиард к бюджету.
Вот вам больницы, дороги, школы.
Вопрос - почему это не делается? Почему вместо этого последние соки выжимаются из населения? Ответ, полагаем очевиден.
Потому что те, кто принимает решения, и есть главные бенефициары сложившейся системы.
И еще - они уверены, что за них все равно проголосуют по принципу: "Если не они , то кто же!? Русские что ли?"