Главной целью налоговой реформы Бите назвал изменение налога на рабочую силу — это сделало бы наши предприятия более конкурентоспособными.
«До сих пор наши работодатели и работники платили налогов больше, чем в Литве и Эстонии. Получалось, что при одинаковых расходах наши люди получали меньше. Это заставляло предприятия уходить в серую зону и не давало им развиваться».
Бите считает, что если налог на рабочую силу будет уменьшен, то в выигрыше окажутся абсолютно все: «Да, на короткое время возможно уменьшение госдоходов, но в долгосрочной перспективе это благотворно скажется на экономике — предприятия выйдут из серой зоны».
Президент Латвийской конфедерации работодателей считает, что в Латвии не исчерпаны все возможности для экономии: «Есть сферы, где мы живем на широкую ногу, — прежде всего это касается государственного бюрократического аппарата. Надо уменьшать расходы там».
Почему же так долго не принимается налоговая реформа? По мнению Бите, задержка связана с тем, что Минфин не может договориться с политиками: «Там сейчас рассматриваются разные сценарии. У разных партий разные интересы, и им трудно договориться».
Что касается налога на оборону, который уже ввели Литва и Эстония, то латвийские работодатели также понимают его необходимость:
«Это не расходы, а инвестиция. Основная часть латвийских предпринимателей понимают, что если не будет безопасности, не будет и бизнеса. Наши деды это проходили в 1940 году. Поэтому я рад, что мы так много помогаем Украине: если они не удержатся, то и у нас ничего хорошего не будет — при таком опасном соседе».
При этом расходы на оборону нельзя просто забросить в общий налоговый «котел» — военный налог должен быть отделен от других налогов, считает Бите. «Сначала надо сделать конкурентоспособную налоговую систему, а уж потом говорить о целевом налоге на оборону. Иначе в итоге все «съест» бюрократия».
В то же время глава конфедерации заявил, что сейчас неподходящее время для повышения налогов.