Предприниматель, который изъявил готовность баллотироваться в президенты, уже упоминал, что он не возражает против того, чтобы за него проголосовали и оппозиционные депутаты Сейма. (Действующий глава государства Эгил Левитс, напротив, заявил, что ему «голоса русских партий не нужны»). Но в последние годы в латвийской политике наблюдается такое явление, что ряд партий регулярно остается за так называемыми красными линиями и в принципе принимает очень ограниченное участие в принятии важных государственных политических решений, прозвучало в передаче. Улдис Пиленс считает, что заведомо отвергать предложения оппозиции, даже дельные — неверное решение коалиционных партий:
«В моем понимании, для избранных латвийским народом 100 депутатов независимо от того, участвуют ли они в коалиции или являются депутатами оппозиции, крайне необходимо элементарное человеческое сотрудничество — для представительства интересов всех жителей Латвии. По-моему, это следует улучшить. Все сто голосов депутатов имеют одинаковый вес независимо от того, представляют ли они левую или правую политическую силу. Все голоса важны, потому что они сигнализируют о настроении общества!»
Своим приоритетом в случае избрания на пост главы государства предприниматель называет экономическое развитие Латвии.
«Думаю, ни наше географическое положение в Балтии, ни наши жители, наше общество на на йоту не хуже, чем в Эстонии или в Литве. Это значит, мы чего-то де сделали правильно, чтобы латвийская экономика была не худшей из трех балтийских, а лучшей, более мощной. Первая вещь, которую, по-моему, нужно сделать и о которой следует заботиться (и со стороны института президента тоже) — чтобы латвийская экономика стала заметно крупнее, исходя из этого — и уплата налогов чтобы была больше. И исходя из этого будет и возможность финансировать социальные программы, касающиеся благосостояния населения, здоровья, образования».
Ранее Улдис Пиленс ранее заявил, что в случае его избрания на пост главы государства он готов вести диалог и с русскоязычной частью общества (однако в эфире ЛР-4 говорил на латышском). Он рассказал в передаче «Подробности», что ему как предпринимателю ближе бизнес-среда, у него под началом работает две тысячи человек, и на предприятии UPB трудятся люди разных национальностей:
«Латыши, литовцы, русские, белорусы, украинцы, а также немцы и исландцы. Были и швейцарцы. Мне кажется, что
если мы вместе, если объединяем силы, а не разделяемся по тому признаку, на каком языке мы говорим у себя дома, в семье, если выступаем вместе и движемся к государству, которому доверяют все части общества, в том числе национальные меньшинства — то формируется лояльное общество! Тогда возрастают и налоговые сборы...
И я не вижу никакой проблемы — по опыту предпринимательства, ездя в регионы, где больше говорящее по-русски латвийское общество, как в Даугавпилсе, как в Резекне. Потому что у нас там предпринимательская деятельность, у нас там рабочие места. И когда говорю с людьми, которых я годами знаю, для меня тема этничности — абсолютно не проблема. Все жители Латвии, которые лояльны к латвийскому государству, которые лояльны к европейским ценностям — неотъемлемая часть нашего общества!»
В латвийском информационном пространстве последнее время происходит много дискуссий о роли русского языка — отменяются спектакли, под запретом скоро могут оказаться русские субтитры в кино, звучат даже призывы перестать финансировать общественные СМИ, вещающие на русском языке. На вопрос ведущих передачи, как он к этому явлению относится, Улдис Пиленс сказал:
«Я уже высказал свое мнение: что в латвийском государстве службы новостей, радио, телевидение на русском языке — очень хорошая вещь, нам нужно считаться с тем, что мы не мононациональная страна.
Нам нужно считаться с тем, что нам надо обеспечить коммуникацию таким образом, чтобы максимально хорошо все наши жители понимали, что происходит в стране. Чтобы, если случается какой-то кризис, пандемия или что-то другое — чрезвычайно важно, чтобы люди понимали, что государство оперативно хочет им сказать. Поэтому я не вижу проблемы.
Вторая вещь: эти масс-медиа необходимы и потому, чтобы наш агрессивный сосед (Россия) не монополизировал информацию на русском языке! И с такой точки зрения это чрезвычайно важная вещь. Мне трудно сказать по поводу субтитров... Мне мила русская культура — их поэты, их архитекторы, артисты не становятся мне менее милы потому, что режим Путина развязал войну в Украине.
Я думаю, что культура России принадлежит мировой культуре, и потому сейчас пытаться найти какие-то решения и пытаться эту русскую культуру унизить — это неправильно.
С другой стороны, нам надо понимать те обостренные ощущения, которые сейчас возникают [у людей], особенно при пребывании не так уж далеко от зоны боевых действий, не слишком далеко от страны-агрессора, и которые напряжение в воздухе взвинчивают больше, чем следует.
Поэтому я думаю — вам, нам всем нужно чутко пытаться эту тематику понять и друг другу, по сути, пойти навстречу! Если мы лояльны латвийскому государству, если мы хотим, чтобы латвийское государство процветало, то ему нужно процветать и регионально, и на уровне основной нации, и на уровне групп национальных меньшинств».