Выставки, в которых участвуют работы дизайнера украшений Анны Фаныгиной, сменяют одна другую. Основанную ею марку Verba телепрограмма "Тет-а-тет с Ригой" признала брендом года '2017. Ее "медвежья" коллекция Ursis справила десятилетие. Ее «Список кораблей» -- серия колец с гравировками на полупрозрачных камнях -- уже объездил шесть стран, а «флот» все пополняется, количество гостеприимных «портов» все растет.
Камень -- мощный объект
-- Вы стали одной из самых успешных выпускниц Рижской средней школы дизайна и искусства. Тем не менее поступили туда уже после окончания физмата Латвийского университета...
-- Узнала, что в Риге есть школа дизайна и искусства и что там существуют подготовительные курсы: для меня, не имеющей никакого художественного образования, это было очень важно. И вот я в совершенном счастье год готовилась и поступила на отделение металлодизайна. Опять на первый курс. А когда училась на пятом, преподавала первокурсникам математику.
-- Почему металлодизайн?
-- Мне очень импонируют глубинность металла, его основательность, посыл каждой работы в далекое будущее. Изделия из металла живут тысячелетиями.
-- Почему-то вспомнились бутылки, брошенные в море с запиской внутри. В коллекции «Список кораблей» в гравировках на камне записки у вас действительно появились...
-- У этой техники древняя традиция.
-- Кольца-печатки?
-- Не только. В Эрмитаже лет 10, наверное, назад проходила выставка «Ювелирное искусство Индии в эпоху Великих Моголов», где были выставлены в том числе и драгоценные камни -- рубины, изумруды -- с текстовыми гравировками. Конечно, это были обращения к богам, молитвы. Камень мощный объект, тоже очень долгоиграющий. Я всегда, когда вижу надпись на предмете, начинаю волноваться и радоваться.
Буквенный микрокосм
-- А вдруг там написано что-то ужасное?
-- Раньше никто не занимался ерундой -- надписи использовались, чтобы пожелать счастья, благополучия, удачи.
-- Шрифт для ваших надписей как был найден?
-- Это буквы древнегреческого алфавита, а шрифт -- Times New Roman.
-- Как насчет орфографии? Вдруг вы ошибку допустили?
-- Не могу сказать, что знаю древнегреческий, -- просто взяла пару уроков, чтобы научиться читать. И познакомилась, даже можно сказать -- подружилась с преподавательницей древнегреческого и латыни в нашем университете Илоной Горневой, так что теперь за помощью мы обращаемся к ней.
-- Латыни ведь у вас не было в университете?
-- У меня и сейчас ее нет. Просто есть чтение на досуге. И буквы -- как микрокосм.
-- Как выбираете цитаты для гравировок?
-- Сажусь, читаю древних авторов в русском переводе, помечаю строки, слова, которые могли бы потом перейти на украшения, а после начинается поиск соответствия в оригинальном языке.
-- Кольцо может мне понравиться, а надпись не подойти, и я его не куплю. Вы рискуете.
-- Размер тоже может не подойти. Должно все сойтись: тот камень или этот, электрум или серебро. Нужно не просто купить, а найти свое кольцо.
Verba -- живое дерево
-- В 2000 году вы основали бренд дизайнерских украшений Verba...
-- Так бывает: вначале ты успеваешь все делать сам, но в какой-то момент понимаешь, что нужно что-то кому-то поручить. Теперь у меня есть небольшая команда, и все, что делаем, -- уже результат коллективного труда. Я даю изначальный импульс, а потом в той или иной степени контролирую происходящее. Стиль марки довольно строгий, и потому освоить его не невозможно. Мне нравятся стройность и цельность, моим соратникам это тоже нравится, стиль Verba они чувствуют не хуже, чем я.
-- О строгости и простоте в вас говорит математик.
-- В мире много полюсов: эмоциональное и рациональное, упорядоченное и свободное. Периодически я даю проявиться другому полюсу -- в арт-проектах, которые делаю уже под своим именем, больше вариативности, случайности. Такой была "балетная" коллекция.
-- Броши с камешками, которые якобы выпали.
-- В эти броши включены копии бижутерии 1950-х годов, отлитые в серебре. Я использовала старые стеклышки со сколами, с какими-то утратами: утраты ведь тоже ценны. Частично оригинальные стеклянные вставки заменяла полудрагоценными камнями. В итоге оказалось даже неважно, все ячейки заполнены или не все. Хотелось смешать драгоценное и недрагоценное, современное и старинное, превратить во что-то пронзительное.
-- Вы рассказываете об этой коллекции, и я слышу художника-концептуалиста, транслирующего мысль, которая требует расшифровки.
-- Я воспринимаю "балетную" коллекцию как художественный проект. А то, что мы делаем под маркой Verba, -- больше из области дизайна. Но есть проекты, в которых то и другое переплетается, одно в другое перемещается. В 2009 году у меня уже была коллекция брошей.
-- С камнями, далеко отставленными друг от друга, словно рассыпанными по прозрачной основе?
-- Это было оргстекло. В современном ювелирном дизайне синтетические материалы идут впереди классических.
-- Если я надеваю украшение, я с его помощью о чем-то говорю. Если я буду в оргстекле, то не заявлю себя как роскошная женщина...
-- В той первой коллекции брошей я мысль о дороговизне и дешевизне материалов четко прописывала. Во-первых, что брошь -- символ яркого впечатления. И во-вторых -- что если брошь производит яркое впечатление, ее ценность в этом впечатлении. А какими средствами мы его добились, уже другой вопрос.
Интровертные кольца
-- Вы любите кольца. Потому что остальные украшения не для себя, а для других?
-- Да, а с кольцом мы в контакте. И в визуальном тоже -- нет-нет да и прочтем, что там написано. Мои "греческие" кольца очень деликатные, не при всяком освещении хорошо видны; ими нужно немножко поиграть, поймать луч, чтобы стала хорошо видна надпись. Это такая игра, напоминание себе о чем-то.
-- Чем обеспечено сияние, мерцание камня? Чтобы кольцо наполнялось светом, под камнем должна быть какая-то особая подложка, матовая?
-- Нужна подложка средней матовости -- полированная была бы слишком яркой, на мой взгляд. А так камень просто ловит в себя свет и усиливает блеск серебра.
-- Почему какой-то камень требует подложки, а какому-то она не нужна?
-- С каждым камнем мы это обсуждаем лично. Когда он совсем, и сверху, и снизу, плоский, то если дать ему серебряное «дно», появится ощущение...
-- ...малой глубины.
-- Да. Так что пусть сквозь него рука просвечивает. И пусть его не будет видно издалека -- получится интровертное кольцо, у которого прозрачность выводится на первый план.
-- А как быть с формой камня по краям?
-- Естественные формы -- это хорошо, но не все они, к примеру, соответствуют концепции «кораблей». Все-таки корабли имеют обтекаемый силуэт, они вытянутые.
-- Изредка у вас встречаются колечки из полузолота-полусеребра. Цвет камня диктует цвет оправы?
-- Изначально была мысль сделать всю "греческую" коллекцию из электрума -- это вполне соответствовало бы греческому солнечному восприятию мира. Когда-то все сплавы, где золота от 30 до 60 процентов, назывались электрумом; диапазон был нестрогий, главное, чтобы вторым основным элементом было серебро. Просто несколько тысячелетий назад люди еще не умели отделять один металл от другого, использовали так, как находили в руде.
Дизайнер, а не провокатор
-- У камней в "греческой" коллекции плоская поверхность. Я понимаю, что это поверхность воды. Но резать камни... Это как ранить плод ножом: его жаль, его хочется есть целиком. Каково это -- резать камни?
-- Сама я камни не обрабатываю -- отдаю профессионалам. И часто полировка как раз выявляет его выразительные стороны, открывает удивительные возможности, так что умелая обработка идет ему на пользу.
-- Люди по-разному люди относятся к украшениям. Если я Диана Вене, недавно привозившая в нам свою коллекцию «От Пикассо до Кунса», то ношу на себе музей в миниатюре: маленькую скульптурку, маленькую картинку. Если иду в рижскую галерею Putti -- покупаю авангардные украшения, которые могут носить только отважные люди.
-- Можно делать концептуальные и одновременно носибельные работы.
-- "Балетная" коллекция концептуальна?
-- Она концептуальна, но вполне носибельна. Я, наверное, не такой уж провокатор, не такой уж авангардист.
-- Вы мирный человек.
-- Я мирный человек, но иногда могу что-то себе позволить. А в принципе, мне очень нравится играть с традициями, интерпретировать технические приемы тысячелетней давности с помощью современных выразительных средств.
Хрусталь с медведями
-- В канун Нового года вы отметили 10-летие своей "медвежьей" коллекции. Распечатанные изображения под прозрачной линзой: кольца, серьги, кулоны... В Риге вы были первой, кто стал работать в такой технике?
-- Никто такого не делал 10 лет назад. Но техника эта древнейшая: в православных византийских иконах использовалась роспись под хрусталем. Писалась миниатюра и сверху накрывалась камнем. Когда я уже делала своих мишек, нашла открытки из одного псковского монастыря, а там эта техника -- живопись под хрусталем. Так что все на самом деле уже изобретено.
-- Начинали со стеклышек?
-- Нет, я со стеклышек не начинала, я сразу начала работать с горным хрусталем, потому что, во-первых, стекла моей техники крепления не выдержат: все очень сурово. А во-вторых -- это моя принципиальная позиция: я делаю вещи надолго. Тем более такие, которые носятся очень интенсивно: все-таки камень сдерживает напор материального мира.
-- Если использовать стекло, понятно, что главный герой -- мишка. А если хрусталь... Получается, что камень уступает место картинке, чему-то менее ценному, демонстрирует не себя.
-- Они работают друг на друга. Мишка усиливается хрусталем, увеличивается, оживляется.
-- А что от этого соседства обретает хрусталь?
-- Он наполняется конкретным образом.
-- Получает от него нежность и тепло.
-- 11 лет назад в Киеве на развале я купила две советские игрушки -- двух мишек, много их фотографировала, и вот какая у них случилась мощная карьера...
-- Думаю, самая мощная выставочная карьера -- все-таки у «кораблей».
-- По количеству выставок -- да, и это, я надеюсь, еще не финал. Здесь помогает командный труд: ну сколько ты один можешь ездить со своей коллекцией туда-сюда?
-- Вы возите кольца по миру -- их раскупают. До выставки в Музее декоративного искусства и дизайна добрались далеко не все.
-- Я не ставила перед собой задачу выставить там всю "греческую" коллекцию -- просто выстроила цепочку от металла до пластика, которую просматриваю в своем творчестве. А поскольку сейчас актуальна "греческая" коллекция, сделала это на ее основе.
...Анна делает украшения, которые несут в себе мысль. О скромности -- главном атрибуте женственности. И о связи времен.
Людмила МЕТЕЛЬСКАЯ