«Знаете, сейчас я себя так чувствую — можно подумать, я государство на миллионы обокрала. Хорошо, ко мне еще сотрудники Бюро по борьбе с коррупцией не прибыли», — говорит хозяйка.
Розиня пояснила, что в наши дни найти батраков, готовых трудиться в деревне, на ферме, почти невозможно. На рынке труда — дефицит рабочих рук, поэтому на такую работу претендуют не самые работящие люди, признала она. Сельчане их иронично зовут «туристами».
«Они тут путешествуют с сумками. Если он приезжает, то самое большее было – на неделю. (..) Приезжает одна дама с двумя сыновьями. Она в хлеву сидела, сидела, и потребовала у меня за это 450 евро за ту неделю», — поделилась Розиня.
Так, в Rozītes явился подработать мужчина, который клянчил в Риге на улице подаяние у ее внука, но тот посоветовал ему лучше попытаться честно заработать. Приехав на ферму, мужчина категорически отказался подписывать договор.
«Чудные вы, говорит — у меня все социальные гарантии, все услуги врачей бесплатно, пенсия, которой меня лишить могут. Там уже сейчас читаешь объявления о поиске работы [на летний сезон], и там ясно и понятно написано: я готов работать в поле, но не дояром, и только без договора. Ну, пожалуйста – потому что у них у всех долги, алименты», — объясняет такие запросы соискателей вакансий Розиня.
Распространенность такой проблемы с наймом сезонных рабочих подтвердила журналистам и председатель правления общественной организации Lauksaimnieku apvienība Сандра Стрицка. Особенно сложно с поиском рабочих рук в молочном животноводстве: «С одной стороны, да, закон нарушается, но с другой, работать некому». Стрицка винит в сложившейся ситуации существующую систему пособий для малоимущих.
Начальник Видземского регионального отделения Трудовой инспекции Инета Клявиня заявила, что, не заключая договоры, идя на поводу у наемных рабочих, работодатели им тем самым попустительствуют, покрывают их безответственность.
«Чаще всего это, конечно, неплательщики алиментов. Договорившись о найме без договора, не извещая Службу госдоходов, разумеется, этот работник уклоняется от уплаты каких-то своих долгов. По другую сторону, может быть, какая-то мамочка с ребенком, которой не платятся алименты, и их платит государство, так что этому рабочему выгодно не заключать трудовой договор, быть «невидимым» для уплаты», — говорит Клявиня.
Владелица фермы Rozītes возражает: имеет ли смысл сразу настаивать на заключении договора, если даже не знаешь, умеет ли потенциальный работник выполнять предлагаемый ему труд, и не направится ли он, получив аванс, в ближайшее сельпо за высокоградусными напитками, а на ферму уже не вернется. По телефону-то все горазды заверить в своих навыках и наобещать с три короба, поясняет она. А потом два-три дня ходи за ним следом и показывай, что да как:
«Да еще, если он скотину не покормит, ты подойдешь, замечание сделаешь, а он заявит: я могу тут и не работать — повернется и уйдет», — добавила Розиня.
Как поясняет Инета Клявиня, на такие случаи в трудовом договоре должен быть предусмотрен испытательный срок: это гарантия и для работодателя. Испытательный срок по закону может длиться до 3 месяцев. А наём батраков без оформления документов может принести серьезные финансовые проблемы. Так, Розине выписан штраф в 700 евро. А при повторном нарушении его размер может составлять уже тысячи евро.