- Ваш дедушка Анастас Микоян был легендарнейшей личностью и членом. Сегодняшние Россия, Латвия, Армения отчасти выросли из того, что сформировали Ваши дедушки. Как Вы считаете, в чем они были правы и в чем ошибались?
- Очень сложно вообще понять и сформулировать, что, собственно, дала страна «Советский Союз» тем самым «республикам», как они тогда назывались. Каким бы способом они ни были присоединены – насильственным или добровольным. Но в результате совершенно разные страны были соединены в одно.
Примерно то же самое, что в США, потому что штаты там настолько же далеки друг от друга, как республики в СССР. И у них складывается новая общность, и в СССР она складывалась. Люди очень много взяли друг от друга, соединились какие-то нации, крови.
Если говорить с экономической точки зрения, Восточные республики во время советской власти получили образование – самое лучшее в мире! Экономика потрясающая! В той же Армении была выстроена атомная электростанция.
Можно рассматривать все это с негативной стороны – тогда надо не замечать все хорошее. Но и с хорошей стороны нельзя смотреть, потому что негативное есть везде!
Микоян предотвратил ввод войск в Польшу
-Мало кто знал, что, когда наши вводили войска в Чехословакию и Венгрию, до этого собирались ввести в Польшу. Не ввели, потому что на политбюро Анастас Михайлович Микоян ультимативно сказал, что нет и все. Против этого были Хрущев и Жуков. Когда зашел разговор про Венгрию и Микоян так же был против, Жуков предложил Хрущеву сделать еще одно политбюро и не позвать туда Микояна. Жуков был очень агрессивен после победы во Второй Мировой войне и не терпел идеологических компромиссов. Когда они сделали политбюро без него и ввели войска, то Микоян подал в отставку. И они всем политбюро заставили его остаться!
Среди тех, кто тогда был в руководстве, глупых не было. Туда случайно никто не попадал – они все прошли огонь, воду и медные трубы. Говоря о Микояне, интересно, что он в горной армянской деревне выучил русский язык. А там по-русски говорил один городовой! Более того, выучил немецкий язык и читал подлинники Маркса! Плеханова на русском читал! Это все там, в горах!
В чем сила и подлинная драма России
-Вы можете назвать три беды и три сильных стороны России?
-Да, могу, наверное. Сильная сторона с моей точки зрения заключается в удивительном генетическом коде. Поразительный талант людей! Оттуда взялись гениальные философы России, гениальные художники, поэты, композиторы.
Меня очень интересовала тема генетического кода – как он устроен в странах. Вот Древняя Греция существовала всего 500 лет за всю историю, но ухитрилась открыть человечеству все вопросы! Все придумано там за 500 лет при том, что в то время еще были войны-междоусобицы каждую секунду. Сегодняшние греки не являются потомками тех эллинов, хотя сами себя так представляют!
А слабое? Я не могу сформулировать причину, но над этой страной существует какой-то рок – все время дерьмовое руководство. Цари-придурки, президенты, лидеры – все какие-то ущербные. Все какие-то придурки, которые не дают людям жить по-человечески.
Я достаточно много жил в Америке, чтобы внятно понять, что там происходит. Там достаточно идиотов и система совсем не радостная. Черчилль, который сам по себе совсем не положительный герой, как его представляют многие, сказал, что лучше демократии ничего не придумали.
Я видел самую худшую сторону той демократии, которая в Америке. Но при этом люди живут по-человечески!
Там тоже воруют и чего только не делают – такое мракобесие там существует! Но люди-то живут!
Чем искусство отличается от дизайна
-Если искусство не дотрагивается до Вашего сердца, значит оно не удалось. Тогда это дизайн или так называемая elevator music (музыка для лифта). Чушь собачья? Нет, почему же! Должна же в лифте быть хорошая музыка! Но там Вагнера не поставишь – тогда ты упадешь в этом лифте и не поедешь никуда!
Также как в офисе не повесят Леонардо да Винчи или «Ночной дозор», потому что тогда работать никто не сможет. Поэтому в офисе должна висеть абстрактная живопись. В ней тоже есть кайф: сочетание цветов, драматургия внутри смешения красок.
Это отдельный критерий живописи, к которому я очень серьезно отношусь. Там очень все непросто. Искусство – неважно, современное или нет – главное, насколько глубоко оно исследует человеческую душу.
«Я стал более терпим к придуркам»
-Скажите, что за все это время фундаментально в Вас изменилось?
-Не знаю… Эмоционально стал более терпим к придуркам. Даже сейчас я не такой уж благодушный, но было намного жестче. Но это все-таки естественно в юношестве! Также я недостаточно серьезно всегда относился к деньгам – не от большого ума, конечно. Мне всегда казалось унизительным серьезно заниматься деньгами и зарабатывать. Пока я всем желал счастья, все стали миллиардерами! Если бы я зарабатывал деньги, которые мог зарабатывать, то сейчас многие вещи мне было бы проще делать.
Сейчас я не делаю многие вещи, даже интересные, потому что в какой-то момент подумал, что вообще не обязательно все делать. Достаточно придумать и держать в голове. У одного моего известного друга-художника все картины сгорели в пожаре. Я тогда задумался: вот он всю жизнь работал, а у него сгорели все картины. Значит, получается, вся жизнь насмарку? Но не может такого быть! А когда человек умирает – что, теперь есть только то, что про него говорят? А он не остается где-то в энергетической среде?
О конформизме и несправедливости
-Конформизм – зло?
-Вы очень непростые вопросы задаете, софистические! Конформизм – это приспособленчество. Готов ли ты подстроиться под агрессивную окружающую среду ради собственного блага? Тогда это эгоизм!
А что тогда из себя представляет эгоизм? Что вы готовы продать? Есть такой фильм «Непристойное предложение». Там Роберт Редфорд предложил миллион долларов девушке, чтобы она переспала с ним. Вопрос стоял, достаточно ли миллиона долларов, чтобы переспать с ним – она была замужем. Но она же согласилась переспать, чтобы помочь мужу! Так же как у нас проститутки, которые стоят на улицах и говорят: «Мы же помогаем родителям!»
Конформизм разный бывает. Я уже человек пожилой, но не знаю, где в моих поступках конформизм. Это только жизнь показывает.
-Мир справедлив?
-Я не знаю, в чем справедливость, если над Россией такой рок! Столько потрясающих людей не могут жить по-человечески. Такие удивительно талантливые и глубокие люди! Всех людей жалко, но у нас прямо ярко выраженный парадокс. Столько столетий! Я говорю не только про советскую власть, но и про то, что испокон веков.
-Если составлять рецепт коктейля под названием «успех» от Стаса Намина, что бы Вы туда положили?
-Я не знаю, что такое успех. Одни считают успехом заработок больших денег. Общепринятое понимание успеха – это много денег.
Если говорить про жизнь человека, успех – это другое. Это жить в любви и в счастье. Если удается жить в счастье и в любви, значит, ты прожил жизнь успешно. Другого смысла в жизни я еще не нашел. Это единственный критерий, который вообще существует, с моей точки зрения. Искусство вторично. Любовь и счастье – первично. Я бы никогда не променял любовь и счастье ни на какое свое искусство.
- Как Вы сами себя характеризуете в общепринятом понимании: Вы человек настоящего, прошлого или будущего? Или все сразу?
-Существует только настоящее – это всем известно! Прошлое прошло, его нет! А будущего может и не будет! Если серьезно говорить на эту тему, то, наверное, тут вопрос в том, как я отношусь к жизни. Ну она идет и идет!
Я совершенно ничего не планирую в жизни. Я не строю карьеру – никогда не строил. У меня ощущение, что внутренний инстинкт, который называется комфортом или совестью дает импульс, что делать, с кем и как общаться. Как у тебя получается, так ты и общаешься. Ты же ничего не можешь сделать!
Как только ты начинаешь что-то специально делать – сразу это видно. Но в общем все же смертны! Не думать же каждую секунду про смерть. Смерть меня точно не страшит!
Полностью интервью смотрите тут: