Напряженность на границе Армении и Азербайджана, где в течение последней недели происходили перестрелки, в ночь на среду достигла пика и буквально через несколько часов разрядилась. «28 июля с 03:40 подразделения вооруженных сил Азербайджана прибегли к провокации и нарушили режим прекращения огня на северо-восточном участке армяно-азербайджанской границы»,— описали свое видение ситуации в Минобороны Армении.
Напомним, что, с армянской точки зрения, азербайджанские военные еще до обострения оборудовали свои позиции на армянской территории, и в таком случае их любое продвижение в западном направлении можно рассматривать как «расширение оккупированной территории». Эту мысль на встрече с аккредитованными в Армении военными атташе выразил начальник главного управления оборонной политики и международного сотрудничества Минобороны Армении Левон Айвазян. По его словам, «для улучшения своих позиций» азербайджанские солдаты «напали на доминирующую армянскую позицию» и захватили ее, но лишь на непродолжительное время. В Азербайджане, в свою очередь, заявили, что открыли огонь лишь в ответ на провокацию, а сообщения об обстреле приграничных армянских сел «носят дезинформационный характер».
Так или иначе, ночные события явно не были рядовой перестрелкой. Обе стороны сообщили о применении противником минометов и гранатометов. В Армении сообщили о трех погибших и пятерых раненых, а в Азербайджане — о двух раненых. Узнав о столкновениях, президент Армении Армен Саркисян прервал визит в Токио, приуроченный к Олимпиаде.
Благодаря России ночной инцидент не перерос в длительное обострение. И в Баку, и в Ереване признали, что договоренность о восстановлении режима перемирия была достигнута «при посредничестве командования миротворческих сил России».
Как сообщает источник армянского издания Hetq.am, российские военнослужащие взяли спорный участок границы под свой контроль. Пресс-секретарь МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева в Twitter в среду дала понять, что подобных инцидентов удастся избежать, только если Ереван согласится «начать переговоры по делимитации границ». Подобную мысль высказывают и в Москве. 22 июля, за неделю до боя на границе, представитель МИД РФ Мария Захарова говорила, что «устойчивую деэскалацию может обеспечить только безотлагательный запуск работы по делимитации границы между Азербайджаном и Арменией с ее последующей демаркацией». Она также добавила, что «российской стороной подготовлен ряд документов, которые способны перевести обсуждение в конструктивное русло», но детали этих документов с тех пор известны не стали.
Директор ереванского Института Кавказа Александр Искандарян убежден: Баку умышленно нагнетает обстановку, чтобы склонить армянское руководство к подписанию мирного соглашения и созданию экстерриториального коридора в Нахичевань (азербайджанский анклав) через Сюникскую область Армении. «Цель Баку состоит именно в том, чтобы Ереван подписал некий документ, который можно будет преподнести внутри страны как признание армянами границ Азербайджана. С другой стороны, Баку под открытием коммуникаций в регионе понимает исключительно прокладку коридора в Нахичевань,— сказал господин Искандарян “Ъ”.— Однако это противоречит интересам Армении, которая настаивает на открытии всех коммуникаций. Армения сопротивляется, Азербайджан пытается преодолеть это сопротивление. Отсюда и перестрелки на границе, информационное давление. Это будет продолжаться».
С тем, что, размещая войска на границе, Баку пытается надавить на Ереван, согласен и старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. «Мирный договор — это очень долгосрочная перспектива, и рассчитывать на то, что его удастся подписать в ближайшее время, не приходится,— сказал он “Ъ”.— Но в любом случае размещение войск на границе — это давление. Азербайджан, таким образом, ждет от Армении конструктивных шагов по делимитации». При этом господин Притчин назвал сложившуюся ситуацию «довольно парадоксальной»: «Все долгое время ждали итогов парламентской кампании в Армении, чтобы потом продолжать переговоры. И изначально считалось, что Никол Пашинян (и. о. премьера Армении, который скоро вернется на пост полноценного председателя правительства.— “Ъ”) — более удачная фигура для переговоров. Но ситуация получилась обратная: после победы Пашиняна мы видим совершенно неожиданное обострение».