Неожиданные проблемы с вступлением в НАТО возникли у Швеции: Турция и Венгрия по прежнему блокируют принятие нового члена в организацию.
-Среди стран-членов НАТО ведутся дискуссии о предоставлении "дорожной карты" для вступления Украины в Альянс во время Вильнюсского саммита. Какова позиция США по этому вопросу?
-Наша позиция ясня. Россия не имеет права голоса или права вето на политику открытых дверей НАТО. Мы поддерживаем стремление Украины к полной интеграции в евроатлантические институты. И многое из этого является частью дискуссий, которые будут проходить в течение многих недель, предшествующих саммиту. Мы с нетерпением ждем встречи с президентом Зеленским [в Вильнюсе], и мы думаем, что у нас будет хороший пакет документов, который мы представим на саммите. (...) Я думаю, что нам будет что сказать о НАТО и Украине.
-Турция еще не ратифицировала вступление Швеции в НАТО. Какие конкретные шаги предпринимают США, чтобы способствовать этому? Является ли экспорт США самолетов F-16 частью этого обсуждения?
-Что касается самолетов F-16, то мы, конечно, - я думаю, вы слышали, что администрация Байдена поддерживает усилия Турции по модернизации ее вооруженных сил, включая вопрос о [поставках] самолетов F-16. Но вы также слышали, как наши друзья в Конгрессе выражали озабоченность по поводу помех с вступлением Швеции, и члены Конгресса - отдельно от администрации Байдена - отметили, что они очень заинтересованы в том, чтобы Швеция стала членом, а затем они хотели бы перейти к вопросу о F-16. Соединенные Штаты будут продолжать призывать Турцию и Венгрию ратифицировать все необходимые документы для того, чтобы Швеция стала полноправным членом Альянса. Сейчас наше внимание сосредоточено на том, чтобы Швеция вышла на финишную прямую.
-Турция утверждает, что у нее все еще есть требования к Швеции относительно экстрадиции предполагаемых подозреваемых в терроризме. Почему администрация так уверена в том, что ратификация документов произойдет до саммита в Вильнюсе?
-Мы считаем, что и Швеция, и Финляндия серьезно рассмотрели все вопросы, которые изложены в трехсторонних меморандумах, и что они предприняли конкретные шаги, чтобы продемонстрировать свою решимость решить некоторые из этих конкретных проблем. У нас нет волшебного зеркала. Невозможно точно предсказать, как все будет развиваться. Но, опять же, наблюдение за тем, что Швеция, в частности, сделала за последний год, очень обнадеживает нас, и по этой причине мы считаем, что этот процесс в какой-то момент придет к завершению, мы надеемся, довольно скоро. Мы ожидаем, что Вильнюс сможет достичь этого.
-Саммит НАТО состоится в Вильнюсе 11-12 июля, а Путин решил развернуть ядерное оружие в Белоруссии 7-8 июля. Более того, Лукашенко заявил, что может применить его в случае необходимости. По вашему мнению, является ли это угрозой для членов саммита НАТО? Будет ли НАТО как-то реагировать на развертывание ядерного оружия в Белоруссии?
-Очевидно, что на протяжении всей войны - войны России в Украине за последние 15 месяцев или около того - мы очень серьезно относились к бряцанию ядерной саблей. Соединенные Штаты прямо предупредили россиян о риске применения тактического ядерного оружия, как и любого ядерного оружия в этой войне. И мы предупредили их о последствиях - серьезных последствиях, с которыми они столкнутся, если решат сделать это. Мы очень внимательно следим за этим. Мы не видим никаких признаков того, что существует неминуемый риск использования ими ядерного оружия, но, опять же, мы будем очень внимательно следить за этим, особенно в связи с любыми новыми событиями в Белоруссии.