В мае 2019-го Госконтроль опубликовал сообщение о ревизии, посвященной рижским муниципальным обществам и фондам, законности и целесообразности их дотирования. В ней было сказано: возможно, в Рижском бюро по развитию туризма имело место фиктивное трудоустройство.
По крайней мере, во время ревизии, когда Госконтроль интервьюировал работников этой структуры, некоторые из них не могли объяснить, какие конкретно обязанности они исполняют, кому они подчиняются и кто организует их повседневную работу.
Руководителем РБРТ тогда была Вита Ермоловича из «Честь служить Риге». Обвинения она отрицала.
Сейчас же Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК, KNAB) обвиняет ее в потворстве крупному мошенничеству. С ней самой de facto связаться не удалось, а ее адвокат сообщил, что никаких комментариев дать не может.
Депутат из другой правившей в то время в Рижской думе партии и член правления РБРТ, Максим Толстой из «Согласия», был задержан немного позже, когда вернулся из-за границы. Его KNAB тоже хочет привлечь к ответственности за потворствование мошенничеству.
Шесть подозреваемых работников
В недавней публикации Бюро по противодействию и борьбе с коррупцией указывает, что преступные деяния в муниципальной структуре имели место с апреля 2012-го по январь 2019-го. А из инфографики в в Twitter следует, что пять из шести подозреваемых работников — женщины. de facto известно, что все они четыре года назад были упомянуты в материале центра расследовательской журналистики Re:Baltica, где, в частности, сказано, что почти половина всех работавших в РБРТ в 2016-2018 гг были связаны с «Согласием».
Среди подозреваемых Ксения Загоровская, которая теснее связана с партией «Честь служить Риге». Бывший главный редактор газеты «Час» сейчас является помощником депутата Европарламента Андриса Америкса.
Также работавшая руководителем проектов РБРТ - Дарья Тыщенко. Четыре года назад, будучи помощником депутата Сейма Яниса Адамсонса («Согласие»), она совсем не хотела говорить с de facto о своих рабочих обязанностях в бюро.
KNAB также просит предъявить обвинения родственникам депутата Рижской думы и члена правления «Согласия» Сандриса Бергманиса — жене Надежде и матери Сандре. Четыре года назад Бергманис утверждал, что родственницы в РБРТ работали реально и что он к их трудоустройству руку не прикладывал.
Пятая женщина, которую подозревает KNAB, — некая Анжелика Сергеева, которая в Рижском бюро по развитию туризма проработала не менее трех лет, а за месяц до ухода с должности пожертвовала «Согласию» 3 000 евро.
Имя шестого подозреваемого в деле РБРТ прежде не разглашалось. Это музыкант Айнар Миелавс, который, когда с ним созвонились перед концертом в честь Дня Валентина, о деле говорить не захотел. Услышав, что речь идет о деле Бюро, которое KNAB передало в прокуратуру, Миелавс заявил: «Никаких комментариев не будет, пока не подключится мой адвокат».
de facto утверждает, что Миелавс в качестве ассистента правления РБРТ получал около 1 500 евро в месяц с 2012-го до весны 2014-го. До этого Миелавс два года подряд, в 2010 и 2011 выступал 9 мая возле ныне снесенного памятника в Парке победы. Мероприятие устраивало тесно связанное с «Согласием» и его лидером Нилом Ушаковым общество 9maijs.lv.
Подозрения — не только насчет Бюро
Подозрения в фиктивном трудоустройстве во времена, когда Рижской думой руководил Ушаков, были и в отношении других муниципальных структур.
В частности, в суде сейчас находится дело о возможном фиктивном отделе Rīgas namu pārvaldnieks, и там среди фигурантов — бывшие депутаты или из родственники. А Rīgas satiksme обратилось с иском против своего бывшего правления, чтобы взыскать вознаграждение, выплаченное компанией близким к «Согласию» и партии «Честь служить Риге» политконсультантам. Еще более широкий круг консультантов Rīgas satiksme (более 40 человек) с весны 2019-го в рамках уголовного процесса еще оценивает Госполиция.
Нынешний же мэр Риги Мартиньш Стакис de facto сообщил, что самоуправление уже обратилось в качестве потерпевшего по делу РБРТ и хочет взыскать компенсацию. Он заверил, что сейчас фиктивное трудоустройство в структурах Рижской думы практически невозможно.