Бывший глава Национальных вооруженных сил генерал-лейтенант Раймонд Граубе был скептичен.
"Я скажу категорично – это невозможно! Я не знаю, почему он так сказал, — заявил Граубе. — «Почему это невозможно в обозримом будущем? Есть как минимум три причины. Во-первых, Евгений Пригожин [шеф «Вагнера", - прим. ред.] далеко не блестящ. Он находится в конфликте с руководством ВС РФ и Минобороны. На данный момент его больше волнует сохранение собственного статуса и то, как удержать вместе команду после огромных поражений в Украине.
Во-вторых, для такого поведения должна быть веская причина. Проверка готовности НАТО - это несерьезно!
В-третьих, Россия в настоящее время полностью занята Украиной. У нее нет никаких военных возможностей, чтобы параллельно поддерживать даже самый незначительный конфликт с НАТО».
По словам Граубе, даже если речь идет только о провокациях, саботаже и тому подобном, страны Балтии в данный момент не являются первоочередной целью России. «Риторика российских «блогеров», «аналитиков» и тележурналистов в настоящее время направлена против стран, через которые идут поставки оружия в Украину. Именно их пытаются идеологически обозначить как «законную цель». Если что-то и случится, то там, но и это тоже маловероятно, считает Граубе.
Похожее мнение высказал и директор Центра безопасности и стратегических исследований Латвийской национальной академии обороны Том Росток.
«Понятно, что группа «Вагнер» больше не может делать вид, что не имеет отношения к российскому правительству и вооруженным силам. Если она вдруг появится где-нибудь на территории НАТО, однозначно вступит в силу 5-ый пункт Договора о НАТО. Это автоматически означает войну с НАТО, а это самое последнее, чего сейчас может хотеть Россия», — считает Росток.
С другой стороны, на вопрос, не может ли идти речи о более «мягком» сценарии, где не было бы ясно, должен ли сработать 5-ый пункт, например, какие-то беспорядки, захват муниципальных зданий неизвестными вооруженными людьми, скажем, в Даугавпилсе, он сказал: «Это может быть возможно провернуть в Молдове, но не в какой-либо из стран-членов НАТО, чьи службы гораздо больше информированы. У нас таких вообще бы в страну не пустили. Наши органы безопасности не допустили бы такого, у них достаточно мощности».
По словам Ростока, теоретически у России была бы возможность попытаться политически дестабилизировать страну-члена НАТО, попытаться получить там благоприятное правительство, но это длительный процесс, и в данный момент он не актуален для России. Поэтому потенциальные попытки сорвать поставки вооружений Украине Росток рассматривает как единственную реальную возможность, которую Россия могла бы попытаться реализовать на территории НАТО. «Например, вдруг что-то взрывается в Германии, Чехии или Польше, и ответственность берет на себя какая-то местная радикальная группировка», — обрисовал он возможный сценарий.
Оба эксперта признались, что не столь оптимистичны в отношении, например, Молдовы, которая не является членом НАТО, хотя и не могут детально оценить происходящее там. Граубе считает, что прямое военное вторжение, по крайней мере в ближайшее время, маловероятно и в эту страну, так как она находится в тылу Украины, а т.н. Контингент российских войск, дислоцированных в приднестровском анклаве, составляет всего около 1500-2000 солдат. Этого слишком мало, чтобы захватить даже слабо вооруженную Молдову. В Молдове, впрочем, не исключены все другие сценарии - саботаж, беспорядки, политические перевороты.