В переработке рост себестоимости составил от 15 до 30% — в зависимости от вида продукции. К росту цен на молоко также добавился рост других статей затрат — упаковка, транспорт, все импортные ингредиенты, сервис оборудования и т. д.
Дела в отрасли настолько плохи, что отдельные молокоперерабатывающие предприятия, как сообщило LETA на прошлой неделе, отказываются от участия в программе «Школьное молоко».
Проблема молокоперерабатывающих предприятий, как грозовое облако, витает в воздухе последние полгода. В конце лета председатель правления Центрального союза латвийских молочных производителей Янис ШОЛКС сказал BNS, что в отрасли происходит «глубокий и серьезный кризис, который, к сожалению, государственные учреждения, которым мы пытались об этом рассказать, до сих пор не поняли и не осознали».
На сегодняшний день в Латвии зарегистрировано 54 предприятия по переработке молока, 23 из которых работают активно. Однако трудности (и это еще мягко сказано!) испытывают практически все — как крупные переработчики, так и маленькие, — особенно те, что производят продукты для ежедневного потребления: молоко, масло, сметану, творог, сыр и др., то есть продукты, которые можно купить в магазине.
Хотя энергоресурсы в последние месяцы сильно подорожали и стремительно растут цены на сырое молоко, в магазинах, тем не менее, стоимость молочных продуктов повысилась несильно. Надо понимать, что такие низкие цены в значительной мере обеспечиваются за счет переработчиков молока.
«Мы так долго не протянем»
– Стоимость нашей продукции в магазинах и так уже не по карману части жителей Латвии, и мы уже снизили объемы продаж, – с горечью говорит председатель правления предприятия Rankas Piens Алдис СПАЛВИНЬШ. – Мы патриоты страны и были бы рады не повышать цены на важные для здоровья людей продукты, но тогда кто–то должен нам помочь. Стоимость газа, который мы покупаем для нужд производства, увеличилась фантастически: если недавно мы платили 0,38 евро за литр пропана, теперь это стоит уже 0,81 евро. И нам никто не компенсирует эту разницу, должны как–то сами выкручиваться. А как? Опять же, сегодня литр молока от местных фермеров (от хозяйств в радиусе 150 километров вокруг предприятия) нам обходится в 0,41 евро — на 7 центов выше, чем ранее. Себестоимость нашей продукции возросла более чем на 30%, но мы все отпускаем по старым ценам – работаем себе в убыток. Ничем хорошим это не может закончиться. Если нас не услышат представители власти, мы уже завтра будем вынуждены отказать в поставках нашей продукции сельским школам и другим учреждениям. Ситуация патовая: на предприятии работают 70 профессиональных специалистов, которым мы обязаны платить зарплату, — мы же не можем им сказать: а давайте мы вполовину сократим ваш доход...
Многие переработчики молока, как и руководитель Rankas Piens, признают, что в настоящее время вынуждены работать ниже себестоимости и долго не протянут.
Надо понимать, что низкие цены (на самом деле это так) в значительной мере обеспечиваются за счет переработчиков молока. Последние могут не выдержать.
«Ситуация действительно критическая: одновременно выросли цены на энергоресурсы, топливо, сырое молоко и другие ресурсы, – признается nra.lv председатель правления каздангского молокоперерабатывающего предприятия Elpa Гундарс СИСЕНИС. — Мы также участвуем в программе «Школьное молоко» и поставляем нашу продукцию в школы и другим предприятиям общественного питания. Вы сами знаете, какова ситуация из–за COVID–19: на карантин уходят целые классы, и наша продукция не нужна. Торговцы также стараются закупать продукты по максимально низкой цене, чтобы после применения торговой наценки они были привлекательными для покупателя. Однако мы, как переработчики, для того чтобы произвести эту продукцию, сами ездили к крестьянам за молоком, переработали его, упаковали и сами доставили предприятиям общепита и в магазины. Счета и налоги должны быть оплачены вовремя. Попробуйте только не оплатить, например, счета за электроэнергию — электричество быстро отключат. Такой драматичной ситуации в молочной отрасли еще не было. Ни одно предприятие не может долго работать в убыток...»
Ау, министры! Молочка хотите?
Представители отрасли говорят также о необходимости введения пониженной ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на молочную продукцию — хотя бы на время кризиса.
Союз молокопереработчиков от имени предприятий по переработке молока обращался в Сейм, Кабинет министров, в министерства земледелия, финансов и экономики с просьбой помочь молочной отрасли пережить этот кризис.
Чтобы частично компенсировать объективные издержки отрасли, минимальный объем компенсации, по мнению экспертов, должен составлять 56 евро за одну тонну переработанного молока. А в свою очередь общий объем компенсаций — 2,4 миллиона евро в месяц.
Потенциально такая поддержка была необходима уже вчера — в декабре 2021 года, а также в январе и, возможно, сегодня – в феврале 2022 года.
8 февраля ситуацию должны были рассмотреть в правительстве. Поддержало ли государство молокопереработчиков? Мы еще вернемся к этой теме...
Светлана ПЕТРОВА