СГД сказала: «Данные есть, но они необъективные»
«Сейчас стандартная зарплата — ставка — составляет от 20% до 25% заработка врача, а 75% — это переменная часть, которая каждый месяц зависит от чего-то. И это приводит к тому, что сейчас в сфере здравоохранения все согласны: нынешняя модель (фактически не существующая, это нельзя назвать моделью) непрозрачна. Сейчас никто не понимает, почему какой-то коллега, который делает ту же самую работу, получает меньше или больше.
То есть нет такой единой организационной системы со стороны государства. И вот новая модель, которая пока что по факту является только написанной на бумаге теорией, говорит о том, как должна была бы быть организована эта система», — так комментирует Шилов недавно представленную Министерством здравоохранения инициативу, которая предполагает существенное повышение зарплат в отрасли (у врачей она должна к 2027 году достичь 3 833 евро на бумаге, у медсестер — 2 259 евро, собираются снизить долю переменной части в доходах работников и др).
«Когда разрабатывали новую модель, и на первом этапе надо было понять, где мы вообще находимся, Служба госдоходов очень честно сказала: "Вот у нас есть данные, но они не объективные. Мы не можем сказать, кто, как, почему, за что и как получает''», — рассказал гость «Домской площади».
Все проблемы деньгами быстро не зальешь
Впрочем, Шилов предупреждает: даже если предложение ведомства будет реализовано в полном объеме (а оно предполагает также дополнительно 65-75 млн евро каждый год до 2027-го), оно само по себе не решит все накопившиеся за 20 лет проблемы латвийского здравоохранения. Они, по словам специалиста, не ограничиваются зарплатами: вопросы доступности медицинских услуг, очередей, доступности врачей в регионах — это все концепция Минздрава (по крайней мере, напрямую) не затрагивает.
«Проблема в том, что, дав много денег, невозможно сразу, через год, решить все. Потому что врачи учатся долго. Думаю, это и есть причина, почему политики очень часто говорят о проблемах здравоохранения, но не решают их: любое принятое решение даст результат через 10 лет, когда этот политик, скорее всего, уже будет очень далеко от власти», — говорит Шилов.
При этом (еще не утвержденные) планы Минздрава насчет новой модели не отменяют того факта, что государство уже не выполнило даже не политическое обещание, а конкретную норму закона о финансировании сферы здравоохранения: политики в 2020-м выделили только часть суммы, необходимой, согласно нормам, для ежегодного повышения зарплат медиков на 20%. (Гость «Домской площади» уточнил: все 20% положены только тем, кто получает маленькие оклады, те же, кто уже зарабатывают неплохо, этих прибавок и не чувствуют, так как они в их случае составляют всего несколько евро).