Она сказала: «Самоуправлениям необходимо подумать о том, как организовать школьную сеть и своих учителей. Если произойдет отсев, то в систему придется внести некоторые структурные изменения. Не исключено, что около 1000 учителей могут покинуть систему.»
Можно уже было сказать, что 1000 педагогов покинут систему с таким выражением лица, будто речь идет о тающем снеге весной - немного прискорбно, но ничего не поделаешь. Ведь волноваться не о чем - бабы новых педагогов нарожают и обучат в вузах.
Фраза «бабы новых нарожают» приписана сталинскому советскому военачальнику Георгию Жукову, которой он якобы оправдал полное пренебрежение человеческими жертвами во время Второй мировой войны. Справедливости ради надо отметить, каким бы не было отношение к этому малообразованному и крайне грубому сталинскому сатрапу, нет никаких подтверждений того, что он действительно произнес эту фразу.
Однако сути дела это не меняет, потому что именно так велась война Жукова. Примитивно и жестоко. Премьер-министр Кришьянис Кариньш и его новый министр образования и науки Анита Муйжниеце следуют аналогичной тактике в войне с пандемией.
Понятно, что уход тысячи учителей из системы не разрушит ее, и система образования продолжит работать в гораздо менее нормальном режиме. Однако это легкомысленное разбрасывание человеческих ресурсов, к сожалению, очень симптоматично для всего нашего механизма власти. Вспомним Валдиса Домбровскиса и его самый бесчеловечный в современной истории метод преодоления экономического кризиса, цинично названный «историей успеха».
Нет ни одного мирового экономиста, который хотя бы частично положительно отнесся к этому. Все просто ужасались. Тот факт, что 200 тысяч человек покинули Латвию в результате этой «истории слез и скорбей», целенаправленно «забывается» в кругах нашей политической элиты. Подобно тому, как Россия не «помнит» минные поля Жукова, выгоняющего войска и миллионы людей, отправленных на бессмысленную смерть. «Лес рубят – щепки летят», звучит еще одна пословица, с аналогичным смыслом. Или записанное Наполеоном - война все спишет.
Война действительно спишет все, в том числе деньги, потраченные на бессмысленные рекламные кампании и различные «исследования». Однако с человеческими ресурсами все не так просто. И с точки зрения «выживших». С точки зрения людей, которых не коснулись побочные эффекты «рубки леса» и которые могут подумать, что ущерб стоил достигнутых результатов. С методом Жукова, гоня людей по минным полям, и Домбровскиса/Вилкса: если кому-то что-то не нравится, может уезжать, краткосрочные задачи, вроде, решены, но в конечном итоге такие методы решения проблем имеют очень негативные последствия.
В раннем детстве я увлекся изучением книг по географии и помню, как и сегодня, что полвека назад население СССР составляло 260 миллионов, а США - 220 миллионов. Теперь, 50 лет спустя, в бывшем СССР - 220 миллионов, в США - 330 миллионов. В Латвии было 2,6 миллиона, сейчас 1,9 миллиона. Конечно, здесь вы можете перечислить бесчисленное количество причин, по которым население бывшего СССР и Латвии сокращается, но Соединенные Штаты растут, но вопрос отношения не следует исключать из множества этих причин. Если человек чувствует, что он не нужен, желанен и лелеян в данном месте, то рано или поздно это начинает касаться всех сфер его деятельности.
Отношение Кариньша и Муйжниеце к людям, которые расходятся во мнениях по поводу вакцинации, очень похоже на отношение Жукова к своим солдатам. Если мне нужно приподнять это (достичь определенного процента привитых), то я добьюсь этого несмотря ни на что. Поклонники Кариньша, вероятно, могли бы возразить, что именно из-за опасений по поводу здоровья населения Латвии принимаются решения, которые ставят тех, кто не хочет вакцинироваться, в дискриминационное положение. Для вашей же пользы мы идем на этот шаг.
Как так. «Все для победы, для наших детей», - сказал бы Жуков. Вопрос только в том, стоит ли цель того. Поклонники Кариньша/Домбровскиса и Жукова явно убеждены, что все стоит этой цели, но уже упомянутые демографические данные ставят это под сомнение. Людской дефицит не окупается никогда. В том числе на войне. Даже если жестокость и отсутствие сочувствия помогают победить на войне, это костлявой рукой играет потом, как это показывает судьба Советского Союза, «выигравшего» войну.