В думе Южнокурземского края будет 19 депутатов. На выборы подано 8 списков, баллотируется 121 кандидат.
Оба собеседника Rus.lsm.lv возглавляют свои самоуправления с 2001 года. Оба избирались и переизбирались не от партий, а от отмененных теперь объединений местных жителей. Мэр Ницского края Агрис Петерманис (объединение Nīcas novada attīstībai) сначала стал волостным головой, затем, после административно-территориальной реформы 2009 года — мэром уже края. Точно так же и Улдис Кристапсонс (объединение Mēs savam novadam) был руководителем Павилосты, после 2009-го — всего края. Многие ответы (некоторые — весьма ядовитые) совпадали у них почти дословно. Почему же эти ветераны местной политики в этот раз не стали участвовать в выборах?
«Я не партийный человек, достаточно независим и никогда не видел себя в партийном подчинении. Все эти годы стартовал от объединений избирателей, гораздо более демократических и свободных структур, нежели партии.
Нынешняя реформа нужна была для концентрации управления и централизации власти. Да, так легче управлять страной — через представителей партий, которые должны подчиняться внутренней дисциплине. Но чьи интересы будут представлять эти партии — тоже вопрос», — объясняет Агрис Петерманис.
«Со всей этой региональной реформой я не вижу смысла [баллотироваться]. Это — политический заказ и у меня нет желания в нем участвовать», — заочно продолжает мысль коллеги Улдис Кристапсонс. И добавляет: «Я руководил 20 лет, хватит уже. Для всего свое время».
На нынешних выборах стартуют и депутаты, и сотрудники нынешних Павилостского и Ницского муниципалитетов. Они идут по спискам разных партий — и, по мнению обоих уходящих мэров, на первом плане вовсе не вопрос, хотят ли эти люди просто остаться при власти. Наоборот — хорошо, что они баллотируются. Так есть вероятность, что край будет представлен в новой думе. Именно вероятность: у маленьких краев явно будут проблемы — мандаты получают те кандидаты от победивших списков, кому избиратели ставят больше «плюсиков».
У человека, известного в крупном населенном пункте, чисто механически лучше шансы собрать больше плюсов, чем у столь же достойного кандидата из небольшого поселка.
«Вероятно, люди баллотируются именно потому, что хотят представлять свой нынешний край и интересы его жителей в новой думе. Результаты сейчас предсказать невозможно, но вполне может быть, что некоторые из нынешних краев в новой думе вообще никак не будут представлены. Но я бы призвал избирателей обратить внимание на то, что в некоторых списках кандидатов намного меньше 21-го возможного. И это — у партий вселатвийского масштаба... По-моему, это сигнал», — рассуждает Агрис Петерманис.
«Думаю, что с представительством нынешних маленьких краев в новой думе будет плохо,
— вторит ему Улдис Кристапсонс. — По числу жителей Гробиньский и Айзпутский края больше, избиратели предпочтут “своих”, и представительство маленьких краев — Павилостского, Дурбского, Руцавского, Ницского, Вайнодского — под угрозой. Может вообще не оказаться своих представителей. Хорошо, если в новой думе будет один “наш человек” из Павилосты, двое — это уже космос. Может, вообще ни одного не будет, тоже вполне реально».
Центром нового Южнокурземского края станет Гробиня. Все логично: здесь и жителей больше, чем в других населенных пунктах. Но это, скорее всего, означает, что инвестиции будут концентрироваться в центре. Тут оба мэра единодушны — вероятно,
самоуправление будет вкладывать больше там, откуда больше депутатов — там, где ставят больше «плюсиков». «Если никто не будет представлять наш или другой малый край, то так и будет», — мрачно прогнозирует Улдис Кристапсон.
«Депутатам надо будет оценить нужды, актуальные для всех нынешних восьми краев, и каждый год обращать особое внимание на одну-две определенные сферы», — полагает Агрис Петерманис.
Впрочем, признают оба мэра, партийные программы претендентов на власть в целом составлены с учетом местных реалий. Но риски «заблудиться на местности» остаются.