Прошение Брейвика о досрочном выходе из тюрьмы рассматривает суд округа Телемарк на выездном заседании в тюрьме Скиен, где экстремист отбывает наказание.
Войдя в зал суда, оборудованный в тюремном спортзале, Брейвик вскинул правую руку. Он держал в руках лист бумаги с крупной надписью «Остановите свой геноцид против наших белых наций!». На груди у него был листок поменьше с такой же надписью. Обращаясь к судье, он назвал себя кандидатом в депутаты норвежского парламента.
Процесс будет длиться максимум четыре дня. В прошлом году генеральная прокуратура Норвегии отказала Брейвику в досрочном освобождении. Представитель прокуратуры Гульда Карлсдоттир перед началом заседания во вторник заявила, что ведомство считает Брейвика по-прежнему опасным, а его освобождение было бы ошибкой.
Если решение суда будет отрицательным, Брейвик через год сможет снова просить об УДО, отметила Карлсдоттир.
Брейвик регулярно подает прошения об условно-досрочном освобождении. На что он при этом рассчитывает, не вполне ясно, поскольку он заявляет, что в тюрьме еще больше радикализировался. Брейвик последовательно использует судебные заседания, о которых, как правило, много пишут СМИ, чтобы распространять ультраправые идеи.
В 2016 году Брейвик пожаловался на негуманные условия содержания, но суд счел его жалобу необоснованной. В 2017-м он подал аналогичную жалобу в Европейский суд по правам человека, но и ЕСПЧ признал условия содержания Брейвика вполне гуманными.
В одной из своих апелляций Брейвик сравнил себя с Нельсоном Манделой, заявив, что перешел от вооруженной борьбы к политической.
По мнению главы Центра изучения экстремизма Университета Осло Торе Бьерго, Брейвик остается радикалом и экстремистом.
«Теперь он называет себя национал-социалистом, и хотя и говорит, что, с его точки зрения, вооруженная стадия конфликта прошла, никак не дистанцируется от совершенного им массового убийства, которое считает абсолютно правильным шагом», — отмечает Бьерго.
22 июля 2011 года Брейвик устроил взрыв в центре Осло, в результате чего погибли восемь человек.
Затем он направился на остров Утойя, где был расположен молодежный лагерь, и открыл стрельбу. Его жертвами на острове стали 69 человек, в основном подростки.
Позже он говорил, что мечтал совершить теракт по примеру «Аль-Каиды» (организация запрещена в России): захватить и обезглавить перед видеокамерой бывшую премьера Норвегии Харлем Брунтланд, перед этим заставив ее встать на колени и молить о пощаде.
Убийство 77 человек стало самым кровавым преступлением в Норвегии со времен Второй мировой войны. Брейвик по-прежнему считает, что его поступок был направлен на защиту белой расы от мультикультурализма и миграции.
«Как и в любом другом случае при верховенстве закона, осужденный имеет право просить об условно-досрочном освобождении, и Брейвик воспользовался этим правом», — сказал адвокат экстремиста Ойстейн Сторрвик в интервью агентству Франс пресс.
Срок наказания в 21 год, назначенный Брейвику, по истечении будет продлен, если власти сочтут экстремиста опасным.
Семьи убитых Брейвиком людей тяжело переносят его публичные выступления.
Перед началом нынешнего слушания, которое будет транслироваться в прямом эфире, группа поддержки семей погибших призвала «обращать как можно меньше внимания на террориста и то, что он говорит».
«Любое упоминание этого дела, и особенно самого террориста, — это удар по семьям погибших, их родителям, и по всем, кого как-то коснулись теракты в Норвегии», — говорится в заявлении группы.
Ее глава Лисбет Кристин Ройнеланд, 18-летняя дочь которой была среди убитых Брейвиком, критикует СМИ.
«Мне кажется, это абсурд — что попросив об освобождении после всего 10 лет, он получает столько внимания», — говорит она.
Многие в Норвегии считают, что регулярные заседания по делам Брейвика (учитывая, что у него крайне мало надежд на освобождение) играют все же позитивную роль.
«Заседания и то, как их проводят, — это, по сути, победа верховенства права над террористом Брейвиком», — говорит эксперт Торе Бьерго.