«Синий крест» — приют для мужчин, Рижская дума выделяет средства на содержание ночлежки в нем. Община поддерживает и бывших заключенных, и лиц с зависимостями. В ней проводятся «исцеляющие богослужения», то есть религиозные ритуалы, участникам которых обещают исцеление посредством молитвы и прикосновений.
Первого инфицированного Covid-19 клиента «Синего креста» обнаружили 28 марта, проведя тест в больнице. Затем обнаружили Covid-19 и у его соседа по приюту. В следующий подход протестировали 31 человека, и 25 из них оказались носителями коронавируса, несмотря на отсутствие клинических симптомов. Некоторые из в общей сложности 34 заболевших были госпитализированы, один умер, и насчет точных причин его смерти пока еще ждут экспертизы. Специалисты возможной датой заражения первого пациента называют 24 марта.
Директор департамента анализа рисков инфекционных заболеваний Центра профилактики и контроля заболеваний Юрий Перевощиков указал De facto, что
инфекция определенно какое-то время в приюте уже циркулировала — она не могла распространиться настолько мгновенно, потому что случаи заболевания в Латвии еще не были распространенными.
Один из активистов общины Вадим Палагута (он сейчас держит карантин в «Синем кресте» с еще более чем сотней других инфицированных) 29 марта, когда он уже находился в приюте, написал на своей странице в соцсети Facebook: «Знаете, в месте, где я сейчас нахожусь, две недели назад была очень сильная исповедь, в которой участвовало 33 человека. Теперь все эти события, все эти заболевшие — это только основание продолжить работу с людьми».
Эта религиозная церемония прошла в приюте 15 марта — когда в стране уже был объявлен режим ЧС и введены строгие ограничения на собрания, — а участвовало в ней от 30 до 50 человек. Это подтвердила и директор департамента благосостояния Рижской думы Ирена Кондрате.
«Допускаю, что там были и люди со стороны, не только клиенты. И нечего там удивляться, такова практика... Я понимаю, что прошел этот молебен, и потом какая-то раздача пайков или что-то подобное, что обычно в этих общинах принято — люди охотно ходят туда, где что-то дают», — сказала она.
А через девять дней поступили известия о первом больном.
Через пару дней после того молебна Вадим Палагута писал на фейсбуке: «Такие необычные времена для нас. Собрания запрещены, карантин. И я подумал — почему бы нам не выйти на улицу и не проповедовать евангелие?» Видеозапись фиксирует, как он с еще тремя молодыми людьми ходит по окрестностям вокзала и Вецриге, они подходят к чужим людям — пожилым, бедным, по-видимому бездомным, обещая им исцеление. Подходят на расстояние вытянутой руки. Становятся вокруг говорящего товарища, один из них прикасается рукой к месту, которое собирается «исцелить» у кого-то. Риск заражения при соприкосновении с одеждой невысок, но куда важнее факт несоблюдения дистанции, прозвучало в передаче.
Палагута у себя в фейсбуке призывал заболевших коронавирусом ему писать — обещал исцеление. А также делился увиденным в «Синем кресте»:
«Вы знаете, коронавирус так легко исцеляется! Я просто удивлен! Например, температура 39 градусов, молишься за него, и вечером у него уже 37. И он очень хорошо себя чувствует. Очень быстро идет исцеление».
Вадим — единственный проповедник, который оказался в карантине в приюте, и сейчас нет сведений о том, что он инфицирован. Сам он пишет, что первый заболевший среди клиентов ночлежки собраний и богослужений не посещал, но ходил в торговый центр неподалеку. А в приюте только «жил и ночевал».
По одной из версий, инфекция в «Синий крест» могла перекочевать от тех, кто вернулся в Латвию и «крепко отмечал» приезд, к бездомным, которые тоже знали, как получить алкоголь после закрытия магазинов.
Но здесь не столь важно, куда бездомные ходили и какие мероприятия посещали, подчеркивает Юрий Перевощиков. Главный риск — в том, что эти люди жили вместе, под одной крышей:
«Они пользуются удобствами, туалетными принадлежностями, мылом, поэтому риски выше в связи с совместным проживанием достаточно долгое время».
Ожидается, что карантин в приюте не прекратится как минимум до конца месяца, хотя там уже ни у кого нет плохого самочувствия. При повторном тестировании сначала проверят тех, что либо не был тестирован в прошлый раз, либо их тесты были негативными. Потом проверят, свободны ли от инфекции все остальные.
Руководитель приюта на интервью с De facto не согласилась. Вадим Палагута по указанному им на сайте телефону не отвечает, как и на личные сообщения.
Клиенты приюта как минимум в двух случаях передали коронавирус дальше — в одном случае в больнице, а во втором постоялец «Синего креста», которого ловили с полицией, успел заразить родную мать.