"Необходимо более тщательно осмыслить понятие «латышской Риги», которое использовали оппоненты Ушакова в своей риторике. - пишет Марис Зандерс в "Латвияс Авизе". - Заявления о «латышской Риге» Ушаков и Ко достаточно легко умеют интерпретировать, как необоснованную критику неопределённого содержания.
Я предлагаю не ломать копья по поводу того, насколько латышской когда-либо вообще была Рига, и насколько этнически однородным может быть современный довольно крупный город. Это понятие было введено в оборот, поэтому прагматичнее подумать о совершенствовании его содержания. Одной из основ для дальнейших поисков может служить то, с чем у нас вообще ассоциируется Латвия, кроме всем известных объектов культуры и культурно-исторического наследия.
Одной из таких неуловимых, трудноописуемых вещей являются спокойствие, неагрессивность, которую некоторые могут назвать замкнутостью, интровертностью. Рига сегодня экспрессивная, агрессивная, наполненная стрессом.
Здесь, конечно, можно возразить, что ни одна дума не в силах изменить такие признаки, но это не совсем верно, ведь если городская среда для людей попросту удобна, дружелюбна (и для этого не требуются большие строительные проекты!), то это также влияет на эмоциональный фон.
Латвия, латышскость у меня ассоциируются с природой, с, попросту говоря, зеленью. Рига не латышская и в этом смысле, потому что город, за исключением унаследованных от прошлого парков, в целом пыльный, загроможденный, не зеленый.
Мы можем очень скептически относится к своим возможностям влиять на решения латвийской элиты, однако, если отложить в сторону обиды, совершено очевидно, что это наша страна, в которой мы себя реализуем как личности. В Риге мы - масса, которой некто всемилостивейше предоставляет скидки или развлечения, любая критика отклоняется как необоснованная или политически мотивированная. Отношение не как к гражданам, а последователям в социальных сетях, которым время от времени сообщают «правильное мнение».
Я бы остерегался попыток наполнить понятие «латышской Риги», образно говоря, эпизодами. Нет смысла понятие латышскости использовать с таким содержанием, которому Ушаков и Ко могут с лёгкостью найти массу контраргументов. На мой взгляд, латышская Рига означает, что ... Рига — это часть Латвии.
И, как бы очевидно это ни звучало, на данный момент это не так. Речь о том, что нынешнее руководство думы противопоставляет Ригу латвийскому государству. И вовсе не броским использованием показной визуальной символики, а последовательно возражая против решений (в сферах образования, здравоохранения и др.), которые необходимы для страны в целом. Речь о том, что группа товарищей в руководстве думы, по-моему, намеренно использует внешние признаки лояльности (салют, возложение цветов и т. д.), в то же время подтачивая государство, например, поддерживая тезис о том, что латвийское государство - весьма несостоявшийся проект, чего нельзя сказать о Риге …
Зрелая нация не обижается и не спорит не о внешнем. Она требует и реализует свое право на защиту того, что ей важно. И это, кстати, подразумевает способность быть самокритичными, не быть поверхностными (придумали лозунг и ладно!). А также найти время для реализации своих прав, так как права налагают обязанности.
Выборы уже через несколько дней, но я думаю, что переосмыслить основные понятия актуально сейчас и будет актуально в будущем."
Комментарий press.lv:
"Город, за исключением унаследованных от прошлого парков, в целом пыльный, загроможденный..." Мы хренеем, дорогая редакция "Латвияс авизе". Город им загромоздили, вишь ты. А КТО его загромоздил и продолжает громоздить одно уродство за другим? Бастион Триангула и "Ориго" - это при Ушакова построили? "Замок света" у вас с зеленью ассоциируется. Ага, щас.
Когда в 1930-х в Даугавпилсе открыли "Дом единства", газета "Brīvā zeme" с гордостью сообщала читателям: "Серая штукатурка из искусственного ганита так напоминает серость наших полей". С тех пор доминирующие вкусы латышской архитектуры не изменились. Больше трэша, больше серого.
Нет, есть и разумные люди, типа Зайги Гайле, которые до последнего пытались предотвратить именно "загромождение" Риги вот этим проектом:
Рижская дума, кстати, тоже до последнего сопротивлялась этой уродской попытке загубить общественное пространство на площади Стрелков. Куда там! Сейм принял специальное постановление: строить! Okupācija - святое дело. Через некоторое время плитка посереет и будет напоминать так любимые "серости их полей".
И вот, заставив городское пространство кубами различной степени серости, эти люди встают в пятую позицию и предъявляют претензии: Рига, де, загромождена. Так вы и убили-с!