В Риге на Валдемара, 147/1, открылась миниатюрная железная дорога. Хотя... не такая уж миниатюрная пари длине 120 метров. При этом полностью воссоздана и вся необходимая городская инфраструктура.
Настоящей жемчужиной экспозиции стал знаменитый "Восточный экспресс", ставший "героем" одноименного романа Агаты Кристи. Тут все как в реальной жизни. Длиннющий стенд c говорящим названием "Маленькие земли" (Terra Vegrandis) создал 42–летний любитель миниатюры Вадим Дятленко. Ничего подобного больше нет не только в Латвии, но и в Прибалтике.
По словам Вадима, масштабные городские макеты он видел и в Америке, и в Германии. Скажем, миниатюрная страна чудес Miniatur Wunderland в Гамбурге считается самой большой в мире. В нее было вложено аж 20 миллионов евро. Вроде бы огромные деньги. Однако крупные инвестиции в такие проекты с лихвой себя оправдывают. А в 2011 году, то есть 5 лет назад, в Санкт–Петербурге появился весьма необычный музей "Гранд Макет Россия" площадью 800 кв. метров. В масштабе 1 к 87 в нем представлены различные регионы России.
"Маленькие земли" Вадима Дятленко тоже можно рассматривать часами. Одного дня точно не хватит. Ведь только крошечных человечков у него "разгуливает" порядка тысячи.
А вот собачка справляет нужду под деревом. Что ж, все как в обычной жизни. А некий чрезмерно любопытный фотограф старается быстренько снять девушку в белых шортиках и розовой кофточке, которая наклонилась на перроне вокзала. Одних составов тут 6 штук. И все "бегают"!
Вадим — коренной москвич. Он приехал в Латвию на ВНЖ, купил себе в маленьком провинциальном городке Талси, в 116 км от Риги, собственный дом. В создании "Маленьких земель" Вадиму помогала его 26–летняя супруга Ангелина, модельер–конструктор по профессии.
—Сам я окончил Московский юридический институт, — рассказал моделист. — Так что я юрист по образованию. Хотя сколько себя помню, всегда собирал какие–то миниатюры. А потом любимое хобби переросло в основной вид деятельности. Одно время я всерьез увлекся архитектурным моделированием. Это большой бизнес, в котором крутятся огромные деньги. Ведь прежде чем возводится какой–то объект, для наглядности его воссоздают в маленьком масштабе.
Среди наших заказчиков были и застройщики, и нефтяники, а также представители даже атомной индустрии. Мы ведь строили и ядерные реакторы в миниатюре. Так что наша поистине ювелирная работа действительно приносила очень хороший доход. Причем за срочность доплачивали по особому тарифу. Скажем, для президента России Путина сделали небольшой макетик за полтора миллиона рублей.
— За одну модель?
— Там вопрос был даже не в деньгах, а во времени. Нужно было уложиться всего за пару недель. Срок, конечно, совершенно нереальный, но мы справились. Зато когда Владимир Владимирович, посетив одну выставку в городе Сочи, подошел к нашему макету (причем остановился возле него всего на считанные секунды), то, как я понял, остался вполне доволен. А значит, мы честно отработали свой хлеб. А он оказался действительно нелегким, поскольку это был настоящий аврал.
У нас заказывали миниатюры и аэропорт Внуково, и Российская железная дорога. Например, был создан целый передвижной выставочно–лекционный комплекс, отражающий всю историю предприятия, которое хотело показать свои самые передовые железнодорожные составы, напичканные сложнейшей электроникой. Кстати, вслед за большой техникой развивается и моделирование, которое сегодня значительно продвинулось вперед.
Так, цифровое управление стендом позволяет запускать в нужный момент дым, включать свет, звук, лязг сцепки, команды машинистов и т. д. В целом в нашем XXI веке уровень миниатюр действительно уже совсем другой, если его сравнить даже с концом прошлого столетия. С другой стороны, на монтаж все более сложных узлов порой уходят даже не месяцы, а годы. Тут ведь многое зависит от количества свободного времени. Часто человек много работает, поэтому своему любимому занятию может уделить лишь час–полтора, да и то не каждый день. Хорошо, что мне помогает жена.
— Как я понимаю, основной упор вы делаете на железной дороге?
— И не только я. Такова мировая тенденция. Дело в том, что железнодорожное макетирование считается квинтэссенцией всего моделизма. Потому что тут можно представить не только поезда, но и автомобили, и архитектуру, и все прочее, что только существует в миниатюре самых различных направлений. Это уже, как говорится, высший пилотаж. Конечно, макет макету рознь. Можно все сделать примитивно, схематично, а можно максимально приблизить к реальности. Видите, у нас и поезда курсируют, и машины двигаются. Город получился по–настоящему живым.
— Свои "Маленькие земли" вы долго создавали?
— Только на сбор материала (то есть поездов, машин, людей и пр.) у меня ушло более 5 лет. А потом еще полгода все собирал. Как говорится, от зари до зари. Нужно было все продумать от и до. За любым объектом, который можно увидеть на макете, стоит тот или иной объем ручного труда. Скажем, вот этот роскошный дворец (показывает) строился на протяжении полутора лет. Все возводилось с нуля. Использовали и всевозможные подручные материалы. Например, уличные фонарики создавались из инсулиновых игл от шприцев. Эти хирургические трубочки идеально подошли для подсветки. Вид, как мне кажется, получился действительно бесподобный. Особенно вечером, когда на улице уже темно. Посетителям очень нравится, как у нас все сверкает и переливается.
— Интересно, из какого материала сделан ваш роскошный особняк?
— Из полистерола. Его нужно было еще соответствующим образом обработать. Речь идет о тончайшей фрезеровке. Если взять привычные расценки, которые существуют в архитектурном моделировании, то особнячок потянет минимум на 5 тысяч евро. Представляете? Хотя в магазине вы можете купить серийный сборный домик из уже готовых деталей за 50 евро. Разница огромная. Но тут ведь — эксклюзивнейшая ручная работа. Конечно, она невероятно кропотливая. Недаром такие макеты могут стоить и 20, и 30, и 50 тысяч евро. Поэтому хорошая железная дорога с городским пейзажем и требует миллионных инвестиций.
...В качестве источника энергии для двигателей выступают круглые батарейки. Подобные можно увидеть в электронных часах. Одной такой "таблетки" хватает на несколько часов. Конечно, как и в часах, она и здесь стоит немало. Впрочем, как я понял, Вадиму пришлось вложить в свое детище огромные средства. Ведь каждый из тысячи человечков в среднем обходится в пару евро.
Паровоз размером с указательный палец потянет уже на 500–800, а то и более евро. В целом же различной передвижной техники представлено свыше 250 единиц. Общая сумма затрат получается весьма внушительной. А еще немало сил и затрат потребовали деревья, кусты и даже самая обычная травушка–муравушка. "Мы ее сделали из разноцветного (коричневого, желтого, зеленого и пр.) поролона, который предварительно перемололи в кофемолке. В итоге создается иллюзия натурального газона", — пояснил Вадим.
Несколько симпатичных домов были "перенесены" из Талси. Оттуда же и церквушка. Иные ценители не могли налюбоваться на действующий миниатюрный кран "Голиаф". Этот монстр в реальности, конечно же, огромнейших размеров. Ведь он предназначен для поднятия тяжеленной железнодорожной техники. Для него даже 100–тонный локомотив кажется пушинкой. А кто–то из публики рассматривал скоростной дизельный поезд. "Эх, прокатиться бы на таком настоящем!" — воскликнула парочка студентов РТУ. Кого–то привлек вокзал, кого–то — фабрика с заводскими корпусами.
Жена-помощница.
А лично мое внимание особенно привлекла копия роскошного купеческого здания из Иваново, откуда родом Ангелина. Выяснилось, что она познакомилась со своей будущей половинкой как раз в "городе невест", где у Вадима была мастерская.
Дмитрий МАРТ.