...Новый, «любовный», спектакль Рижского русского театра им. Чехова длится чуть меньше двух часов, но за это время успеваешь пережить всю гамму чувств. От недоумения («кому это вообще нужно?») до удивления («и зачем нам все, кроме этого?»)...
Бесконечные войны, теракты, беженцы. Экономический кризис с брекзитом в крайнем случае — повестка сегодняшнего дня. А тут вдруг : «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь...»
Признаться, затормозить удается не сразу. Хотя изначально известно, что «Гранатовый браслет» Куприна - одно из самых поэтичных произведений русской литературы. Как сказано в программке, «рассказ о великой, жертвенной любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет» (но сюжет взят из жизни!).
Это первая постановка в нашем театре российского режиссера Ирины Керученко — ученицы Камы Гинкаса. Атмосфера тихой дачной жизни счастливого княжеского семейства передана великолепно — под легкий шелест морских волн буквально окунаешься в тихий солнечный сентябрьский день.
Именины хозяйки Веры Николаевны проходят по-домашнему уютно: теплая встреча гостей, душевная музыка, неспешные разговоры — слегка, «о чем-то большем».
Никто никуда не спешит, никто ничем не озабочен, все всем, по большому счету, довольны — и собой, и жизнью. Сегодняшней скорости им явно не хватает — все-таки очень далеко убежали всего за какую-то сотню лет сегодняшние люди.
Но герои Куприна об этом не знают — они живут своей жизнью, постепенно все больше втягивая в нее сегодняшних зрителей. Мобильниками народ практически не светит, на часы не смотрит. Зал вдруг кажется единым существом, - очень напряженным, удивленным и заинтригованным.
Зрители, затаив дыхание, слушают историю про любовь. Наверное, здорово рассказанную — история ведь старинная и хорошо всем знакомая. Но главное, тема, как бы, устаревшая (еще для купринских времен, судя по разговорам на сцене), оказывается, на самом деле, бессмертной. Точнее, вечной.
Исключительно для освежения памяти: юноша полюбил замужнюю женщину. Писал ей изредка любовные записки, а к именинам послал гранатовый браслет — семейную реликвию.
Княгиня, как честная женщина, обо всем рассказала любимому мужу. Муж (под мощным нажимом брата Веры Николаевны) разыскал анонимного влюбленного, вернул браслет и потребовал прекращения чувства.
Но только неожиданно вдруг для всех оказалось, что чувство это может прекратиться лишь вместе с самой жизнью. И смерть эта «историческая», выданная влюбленным за тихое самоубийство, чисто по-человечески, масштабом искренности хорошенько встряхнула и князя, и княгиню, естественно.
Только благодаря смерти она и смогла, наконец, увидеть человека, досаждавшего (как она раньше думала) ей своим чувством. И поняла, что та самая, «вечная любовь», которая случается раз в тысячу лет, прошла мимо нее.
На самом деле, конечно, не факт. Останься ее поклонник жив и здоров, кто знает, как сложились бы их дальнейшие отношения (и сложились бы они вообще?).
Сегодня развитие подобной истории видится простым до примитивного: редкая дама теперь пожелает вернуть дорогой подарок поклоннику, пусть и нелюбимому.
Так кажется. Но только вначале «драмы». По окончании Песнь Песней царя Соломона оказывается наисовременнейшим текстом, «положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь”...
Елена СЛЮСАРЕВА