Известный латвийский голубевод Генналий Гончаров проживает на Большой Югле. Коллекция его спортивных красавцев часто выступала в качестве основы выставок в Латвийском музее природе, во время экспозиций животных в Риге на Кипсале. А недавно он вернулся из Бухареста, где проходила большая Международная олимпиада голубеводов.
— А ведь были времена, когда чуть ли не в каждом дворе стояла своя голубятня. Как я понимаю, сегодня это — удел избранных?
— Нужно отличать простую голубятню от питомника, в котором все поставлено на научную основу. Иначе действительно выдающихся результатов не добиться. Чтобы получить птицу мирового уровня, нужно создать для содержания питомцев практически лабораторные условия.
В первую очередь речь идет о круглосуточном свежем воздухе. Там, где живут птицы, постоянно летает так называемый голубиный балласт: пыль, а также то, что голуби с себя сбрасывают. В идеале все это должно максимально быстро утилизироваться. Но у нас таких питомников практически не найти.
Еще очень важное значение для здоровья голубей имеет вода. В идеале она должна быть ключевой. Из–под крана, естественно, не годится, поскольку в ней встречается хлорка. Некоторые воду отстаивают. Кто–то привозит ее из какого–либо водоема. Ну и, конечно же, питание. Оно должно быть максимально разнообразным, с учетом биологических циклов и спортивной нагрузки, которую получают воспитанники.
Рижский цветобокий.
В ходе спортивных состязаний организм летящего голубя часто работает с экстремальной нагрузкой. И тут требуется мощное и здоровое сердце. В порядке должны быть и воздушные мешки птицы. Насчитали, что у голубя их одиннадцать. И каждый обязан нормально работать, чтобы воздух выполнял в них свою функцию. Это тоже зависит и от хорошего питания, и от регулярных тренировок.
— Ничего себе требования! А какую воду лично вы даете своим питомцам?
— Только очищенную особым способом. В некоторых странах голубеводы даже строят специальные колодцы для птиц или располагают питомники рядом с источником чистой воды.
Да, еще - без изначально безупречного генетического материала не обойтись. Как минимум родители обязаны быть чемпионами. Причем особенно это касается голубки — самочки, ведь она является "кладовой" генетических свойств.
— Даже знаменитых чемпионов среди людей то и дело ловят на допинге. А спортсменов с крыльями проверяют?
— Конечно. В международной ассоциации FCI есть даже специальная комиссия по голубиному допингу. Проверка имеет несколько стадий. Сначала устанавливают, что давали птицам, потом смотрят на их внешний вид и, наконец, проводят анализы.
Рижский цветохвостый.
— Чем голуби питаются в дикой природе?
— Разными видами зерна. В редких случаях они поедают улиток и мелких червячков. Но большей частью все же обходятся без такой живой белковой пищи.
—Какова суть голубиных сражений? Я всегда думал, что этих птиц заводят ради красоты.
—Голуби издревле использовались людьми в качестве природных почтальонов, которые быстро доставляли корреспонденцию по нужному адресу. Они помогали влюбленным решать сердечные дела. Помогали спасать экипажи подводных лодок, терпящих бедствие.
На войне часто нельзя было передать информацию другим способом. Так в Первую мировую французский гарнизон окруженного форта Во передал сообщение о своей гибели запиской с нацарапанными кровью словами: «Да здравствует Франция!» с помощью почтового голубя.
Спортивные голуби, отпущенные из любой географической точки, тоже всегда возвращаются домой. Как раз на этом принципе и строятся соревнования. Птиц отвозят на различные расстояния, а потом выпускают. Чемпионом становится та, которая быстрее всех вернулась к стартовой линии.
Я тоже ежегодно принимаю участие в состязаниях на различные дистанции. Среди них есть и особо примечательные. Так, я побывал на знаменитой голубиной олимпиаде в Берлине. Тогда мой питомец пролетел 1 006 километров, вернувшись в свой питомник на Югле.
— Ого! А какую максимальную дистанцию может преодолеть крылатый спортсмен?
— Я знаю, что в 2014 году румынские птицы, выпущенные в эстонском городе Тарту, возвратились домой, преодолев за сутки расстояние в 2 300 км. Благодаря сложившейся погоде они летели действительно очень быстро. А в пути пересекли территории нескольких стран с разными природно–климатическими условиями: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Белоруссию, Украину, Молдавию.
Птиц выпустили рано утром, когда ночная температура в Тарту в августе не превышала 8–10 градусов. Затем они "помчались" к Черному морю, где днем было уже 36–38 градусов. Но участники замечательно справились с температурными перепадами.
Рижский зеркальный.
— Такие перелеты наверняка чрезвычайно опасны. Ведь на них могут напасть.
— Конечно. И ястребы, и соколы… А еще голубю в пути встречается масса помех: телевышки, высотные здания, провода — вертикальные и горизонтальные. Плюс электрические и магнитные поля с волнами разной частоты. Птицы остро чувствуют все эти сигналы. Но они преодолевают и эти препятствия, показывая удивительные результаты. С другой стороны, они стараются как можно быстрее добраться домой.
— Голуби высоко летят?
— Все зависит от рельефа местности. Если нужно преодолеть поле, они летят на высоте 1,5–2 метра от земли, если над лесом — то 2–3 метра над верхушками деревьев. А если высота объектов резко колеблется (например, в городе), то могут подняться до 150–200 метров. Если же нужно преодолевать горы, то летят между вершин, а также выбирают перевалы.
Лидеры чаще всего летят до финиша без посадки в течение светового дня. При хорошей погоде они развивают скорость до 70–80 км в час, а при попутном ветре гораздо выше.
Обычно их выпускают по направлению к дому рано утром, когда солнце только взошло над горизонтом. "На толщину спички" — есть такой термин. Причем лучше, чтобы голуби наблюдали этот восход. Тогда они выберут направление без колебания. А потом на протяжении всего пути будут использовать солнечный диск в качестве навигатора. Даже если он скрывается за тучами.
— Сколько живут голуби?
— При благоприятных условиях до 12, а порой даже до 18 лет. Хотя век уличных собратьев намного короче: всего 2–3, иногда 4 года. Потому что слишком много рисков: кошки, пернатые хищники, различные болезни. Конечно, климат тоже влияет. Скажем, на юге Европы голубей всегда намного больше, чем у нас, на севере.
— Ваши питомцы вас узнают?
— Конечно. Они чувствуют хозяина на расстоянии 15–20 метров. Как? Может быть, свою роль играет обоняние. Или узнают по шагам. Если к ним подходит незнакомец, они замолкают, как будто их нет. А когда я приезжаю, то сразу выскакивают и приветливо воркуют. Особенно, если я посвищу.
— Вы давно уже занимаетесь голубями?
— Всю жизнь! Когда мне было 7 лет, у меня появилась пара красивых николаевских голубей. Они поднимаются в воздух вертикально, как вертолет, и так же опускаются. А представители большинства других пород делают это кругами либо выполняют какие–то свои воздушные фигуры. До сих пор никто не знает, откуда взялись голуби николаевской породы. Есть лишь предположение, что когда–то их завезли в город Николаев моряки. Причем неизвестно откуда. Возможно, из Индии. На рисунках конца XVIII века встречаются голуби высоколетной породы, которые как раз поднимались без кругов.
Хочу сказать, что любовь к голубям объединяет всех: взрослых и детей, мужчин и женщин, а также представителей самых разных национальностей, стран и континентов. Люди болеют за одно дело. Кстати, во время состязаний плечом к плечу выступают и русские, и украинцы. Никто не вспоминает о политике. Все гордятся прежде всего своими питомцами. У кого результат лучше, тот и на коне, или, если использовать терминологию владельцев пернатых спортсменов, "на голубях"!
Дмитрий МАРТ.
Рижский цветнохвостый голубь
Спортивный голубь класса Стандарт
Рижский цветнобокий голубь
Рижский зеркальный голубь