С «4 Your Eyez Only» похожая история. Нынешний год был для американского хип-хопа «отсыпным», разгрузочным, не слишком богатым на магнум-опусы — идеальный фон для амбициозного Джермейна. Выход пластинки был анонсирован за неделю до релиза при помощи выложенного на сервисе Tidal фильма про запись «Eyez» и двух треков, не вошедших на альбом, — пижонский, но безупречно работающий жест.
Сама же запись предназначена для тех, кто не любит ударов по больным точкам, к которым в последнее время расположены рэперы. Это изящно аранжированная и мастерски начитанная работа на стыке мягкого хип-хопа и соула.
Коул, конечно, немного рассуждает о том, что такое быть «настоящим ниггером» («Immortal»), но куда больше его занимает собственный богатый внутренний (и внешний) мир.
Под конец записи артист слегка перебирает со словами, переходя c читки на почти что spoken word, но это можно счесть фирменной чертой Джермейна.
The Weeknd «Starboy»
В прошлом году певец Абель Тесфайе нашел идеальный баланс между ранними анонимными записями под псевдонимом The Weeknd и большой американской поп-сценой. Успех альбома «Beauty Behind The Madness» случился благодаря тому, что Абель подхватил и перехватил инициативу, научился быть модным, не теряя себя. Однако этого артисту, открыто говорящему об амбициях стать новым Майклом Джексоном, оказалось недостаточно, и вместо активных гастролей он засел за сочинение следующего альбома.
На этот раз самобытности Тесфайе хватило только на бритье головы — музыкант избавился от прославившего его «ананаса».
Как и следует из красно-черно-синей обложки «Starboy»,
эта пластинка задумана как блицкриг, быстрая победа на всех попсовых полях разом.
Для этой цели призваны лучшие силы: Daft Punk, гостящие в двух треках, вездесущий уже хип-хоп-артист Кендрик Ламар (который дежурно крадет у солиста расслабленный номер «Sidewalks»), ставшая подругой Лана дель Рей и Фьючер. В результате же The Weeknd почти окончательно расстался со стремлением к завоеванию радиоэфиров.
Здесь нет медленного томительного r'n'b, за который его полюбили, но нет и ничего на замену.
Каждый трек по отдельности здесь вполне тянет на сингл, но половина не запоминается, поскольку сделана по лекалам поп-хитов. Ну а с точки зрения харизмы Абелю не хватает питер-пеновской невинности Майкла Джексона, пока получается, в лучшем случае, недо-Принс.
A Tribe Called Quest «We Got In From Here… Thank You 4 Your Service»
Легендарная рэп-группа, классики «сознательного» хип-хопа в нынешнем году лишились одного из основателей — Малика Тейлора по прозвищу Файф Дог. Как ни странно, почти сразу музыканты объявили о выпуске нового альбома, который изначально был задуман как финальный в карьере. Разумеется, «We Got It From Here...» во многом выглядит посвящением погибшему товарищу:
куплетам, которые Файф Дог успел записать, естественным образом уделено несколько больше внимания.
С другой стороны, здесь множество гостей, каждый из которых явно почел участие в записи за честь: Баста Раймс, снова Кендрик Ламар, Канье Уэст, а также Джек Уайт, записавший несколько сразу узнаваемых гитарных соло для связи между треками. В смысле тем песен
пластинка во многом посвящена проблемам черной Америки и предвыборной критике Дональда Трампа,
но при этом своей актуальности альбом нисколько не потерял и после выборов. Участники ATCQ в свое время говорили, что не хотели бы, чтобы их запоминали по синглам. Их задачей было создание концептуальных с точки зрения звука и посыла пластинок, и эта задача в очередной раз блестяще выполнена. Сложно сказать, какой еще рэп-альбом в нынешнем году мог бы конкурировать с таким финальным аккордом от ветеранов.
Justice «Woman»
Французский дуэт с огромным крестом на логотипе уже, по всей видимости, никогда не повторит успеха своего дебюта, но не слишком по этому поводу переживает. На новой пластинке, как и следует из переливающейся обложки,
Гаспар Оже и Ксавье де Росне забираются на территорию ретропсиходелии и спейс-рока.
Кислотная мечтательность, впрочем, естественно смешана здесь с синт-фанком, диско и френч-хаусом, за которые Justice и полюбили стадионы всего мира. Жесткий бит здесь, впрочем, просто держит в тонусе, не дает задремать, погрузившись в торжественное настроение полета по внутреннему космосу. Не забывают артисты, впрочем, и о юмористическом элементе: наиболее полно за него отвечает трек «Heavy Metal», являющий сыгранную на синтезаторах и драм-машине квазиметаллическую песню с запилами в духе Iron Maiden. Возможно, это самый ненужный трек на альбоме, но уж больно забавный — в любом случае, в космосе никто не услышит твой смех.
Helmet «Dead To The World»
Выпущенный в самом конце октября альбом заслуживает самого пристального внимания тех, кому недостаточно синтезированной ностальгии по девяностым. Helmet — настоящие выжившие легенды альтернативного рока, составлявшие конкуренцию сиэтлским героям гранжа. Справедливости ради, от оригинального состава здесь остался только лидер Пейдж Гамильтон — выдающийся гитарист, совмещающий джазовую школу с металлической свирепостью.
С другой стороны, именно Пейдж всегда был мозгом и сердцем группы, так что здесь нет ничего удивительного. На новом альбоме Гамильтон, гастролировавший в свое время с Боуи, продолжает линию сращения обычной для группы тяжести и мелодичности пауэр-попа. С годами музыкант вообще будто бы обрел просветление, поэтому даже на самые мрачные темы (как в заглавном треке) научился говорить с дарящей умиротворение интонацией. Главное же заключается в том, что умения сочинять въедливые риффы Пейдж тоже, к счастью, не утратил, так что «Dead To The World» может стать идеальной точкой входа для меломанов, не знакомых с музыкой Helmet.
Федор Чистяков «Ноль+30»
Не сбавляя оборотов, Чистяков выпускает второй альбом за год. После великолепной пластинки с оригинальным материалом «Без дураков» музыкант отмечает 30-летие своей первой группы альбомом современных каверов на ее ранние песни. Изначально идея была в том, чтобы перезаписать композиции «Музыки драчевых напильников», с первого альбома «Ноля»,
но в результате «Ноль+30» превратился в концептуальный сборник лучших хитов, почти максимальную репрезентацию одной из самых самобытных групп в истории так называемого русского рока.
Благодаря этому проекту, в частности, стало понятно, что корни «Ноля» не только в фольклоре или старом роке, как принято думать. Они еще и в музыке второй волны ска вроде Madness (к которым отсылают «Радиолюбитель» и «Мы идем пить квас»). С другой стороны, засияли новыми красками совершенно не устаревшие прог-рокерская джигитовка «Коммунальных квартир», пинкфлойдовская медитация «Будет все хорошо» и уже совсем запредельный «Самолет».
Главной же жемчужиной и сердцевиной альбома стала последняя записанная «Нолем» песня — «Прости, что не верил», завершавшая альбом «Полундра» — последний, самый исступленный и страшный альбом группы.