В начале этого года я узнал о своем диагнозе - ВИЧ+. Мне 35 лет, образование высшее в сфере IT. С 22 лет тружусь в Латвии по специальности, разрабатывая продукты и решения, которыми пользуются миллионы людей по всему миру. За все время рабочего стажа исправно плачу все налоги и декларирую все доходы.
Прошел почти год после установления диагноза, в течение которого я так и не получил никакого лечения. Врачи говорят, что начинать лечение нужно, но «Вы же понимаете в каком государстве мы живем». «Мы всей душой хотим Вам помочь, но у нас связаны руки». И успокаивают, что «Ваш иммунитет пока еще держится».
И не важно, что насморк у меня длится теперь не неделю, а три, что после посещения бассейна надо мазаться противогрибковыми мазями, постоянно чешутся и слезятся глаза, а на губах часто возникает простуда.
Вижу как всезнающие комментаторы к статьям отвечают что-то вроде «Не надо было совать куда попало». А что они скажут, если узнают, что для того, чтобы заразиться ВИЧ, не обязательно быть наркоманом, геем или проституткой? Что можно получить вирус, даже находясь в постоянных и традиционных отношениях? Ведь нельзя быть на 100% уверенным в своей второй половинке, которая тоже может не знать и даже не задумываться о своем статусе.
В Латвии множество людей, которые никогда не проверялись и обладают смутными представлениями об этой болезни.
Может вы думаете, что это вообще вас не касается, это где-то на другой планете. Вынужден огорчить - в Латвии почти 7000 зарегистрированных пациентов, из которых только примерно 1600 получают терапию. Остальные проверились, узнали свой статус и остались предоставленными сами себе. Обрекли ли они себя на целибат, используют ли презервативы, замкнулись ли в себе, общаются ли только с другими ВИЧ позитивными или находятся в стадии отрицания болезни и целенаправленно заражают здоровых - большой вопрос, что делают все эти люди.
Учитывая, что у нас не принято говорить и задумываться об этой болезни, возможно, что реальное число ВИЧ инфицированных в два раза выше и все эти люди с неизвестным статусом также продолжают распространять смертельную заразу.
С точки зрения экономики здоровья продолжать игнорировать все это - крайнее безрассудство со стороны государства. «Благодаря» этому безрассудству социально и физически активное население подвержено риску заражения.
И вряд ли все это можно победить духовными скрепами, нравственным воспитанием или изоляцией всех больных. В тех странах где пробуют - не получается, инфекция все равно распространяется. Работает лишь работа с пациентом и прием лекарств сразу после установления диагноза. Или после того, как врач убеждается в готовности и желанию лечиться у ВИЧ инфицированного. Таким образом человек сохраняет максимум физического и ментального здоровья и становится незаразным, а значит полностью безопасным для общества, продолжая работать и жить обычной жизнью.
В Латвии обсуждают лишь проблему приверженности у наркоманов и проституток, до сих пор считая, что это заболевание только касается этих слоев населения.
И вообще не стоит на повестке дня проблема социально активных, молодых ВИЧ-позитивных людей, которые на ранней стадии открыли свой диагноз, обладают желанием лечиться, но вынуждены ждать, пока их собственный иммунитет будет практически уничтожен.
В этом всем Латвия - аутсайдер по лечению ВИЧ в ЕС. Латвия очень далека от последних рекомендаций ВОЗ. При этом на сайте Минздрава указано, что у нас лечат в соответствии с рекомендациями ВОЗ, умалчивая, что эти рекомендации были датированы 2006 годом. Даже в Румынии, Украине или Казахстане подход к лечению этого заболевания прогрессивнее, чем у нас - там лекарства доступны сразу по установлении диагноза.
Очень грустно при всем при этом было наблюдать рассмотрение бюджета на 2017 год. В ходе которого было отклонено предложение выделить на лечение ВИЧ 4 203 000 евро, что могло бы вернуть полноценную жизнь 1500 пациентам
и на шаг приблизить Латвию к стратегии UNAIDS 90-90-90 (Программа ООН по ограничению распространения ВИЧ, в ходе которой 90% населения знают свой статус, 90% из знающих получают терапию, 90% получающих терапию имеют неопределяемый уровень вируса в крови).
Еще грустнее становилось, когда председатель Сейма на полном серьезе в Nekā personīga рассказывала, что в стране главные приоритеты - издать книгу Grāmata par sieru, снять фильмы Dvēseļu putenis и Bille, а также реализовать другие подобные проекты, на которые выделено 20 000 000 евро из денег налогоплательщиков. Ну и в историю успеха Латвии также хорошо вписывается покупка подержанной военной техники, что теряет всякий смысл, если люди в массовом порядке продолжают вымирать внутри страны без всякой внешней агрессии или же спасать себя и бежать из Латвии.
И вот я сейчас пишу все это и думаю. Или мне оставаться и ждать, когда я буду сидеть на больничных на попечении у VSAA, получая полагающиеся мне пособия вместе с запоздалым и более дорогим лечением? Или начинать отвечать на предложения рекрутеров и переезжать туда, где понимают, что образованный, здоровый и работающий человек является гарантом ее экономического развития? А кто будет платить налоги в этой стране?