"Геополитически… если госсекретарь США сказал, что линия фронта в геополитической борьбе Запада и Востока идет через Латвию, то сами понимаете. Обычно с линии фронта мирных людей эвакуируют", - говорит в интервью Neatkarīgā Rīta Avīze мэр Вентспилса Айвар Лембергс.
Во-вторых, на экономическую ситуацию в Латвии влияют санкции ЕС против России и российские ответные санкции против Евросоюза.
Большую прореху в латвийской экономике оставило и президентство в Совете Евросоюза – полгода готовились, полгода принимали бесконечных гостей, и госуправление опоздало с началом освоения европейских структурных фондов, из-за чего появился разрыв между новым и старым периодом освоения еврофондов. Эту яму не удалось залатать дополнительными инвестициями, что подразумевал план Юнкера, но Латвия, правительство Лаймдоты Страуюмы не было к этому готово.
Геополитически… если госсекретарь США сказал, что линия фронта в геополитической борьбе Запада и Востока идет через Латвию, то сами понимаете. Обычно с линии фронта мирных людей эвакуируют. Пока что никого не эвакуировали, это радует, но подобные фразы, нагнетание неуверенности не вызывают оптимизма у инвесторов.
Есть и другие аспекты, но можно сказать, что не было целенаправленной работы по привлечению ресурсов в экономику Латвии, а даже если бы она велась, то выгоду она бы принесла через пять лет».
«Очень большие функции в этой сфере неофициально отданы министерству финансов, – говорит он. – Минфин должен следить за выполнением налогового плана, утвержденного Сеймом, и контролировать бюджет, плюсом еще борьба с теневой экономикой и другие функции. Но
в Латвии на протяжении минимум 10 последних лет Министерство финансов играет главную роль в экономической политике. Так быть не должно, потому что Минфин все рассматривает в очень узком ракурсе: доходы/расходы, хватает денег – надо забрать, не хватает – надо дать.
У Министерства экономики, в свою очередь, очень малая мощность – оно отвечает только за несколько направлений народного хозяйства, причем не решающим для развития – коммунальное хозяйство, энергетика, туризм… Но и они не смотрят на народное хозяйство в целом, учитывая все отрасли, региональные и международные аспекты. Министерство среды и регионального развития тоже не формируют политику, скорее, собирают статистику по развитию регионов.
На мой взгляд, надо объединить ресурсы Министерства экономики, Межведомственного координационного центра, Агентства приватизации, Министерства среды и регионального развития, а также Госканцелярии (где половину сотрудников можно смело уволить, потому что они дублируют функции министерств и занимаются формированием политики без политического мандата) и создать структуру для формирования народно-хозяйственной политики. Если бы у меня были такие возможности, я бы с этого начал».