Предприятия пищевой промышленности уже сейчас завозит автобусами работников из провинции, но людей все равно не хватает, правительству нужно облегчить условия ввоза рабочей силы из-за рубежа, заявила председатель совета Латвийской федерации предприятий пищевой промышленности Инара Шуре в интервью газете Dienas Bizness.
«Что сделали эстонцы? Они внесли в закон норму, что в пищевой промышленности может быть минимальная зарплата и можно ввозить работников. Они понимают, что в этой отрасли не могут быть такие высокие зарплаты, как в отраслях с добавленной стоимостью. Украинцев, белорусов можно ввозить на минимальную зарплату. Уже сейчас на предприятиях десятки, сотни таких работников», — подчеркнула Шуре.
В Латвии, по ее словам, прямо противоположная ситуация.
«При ввозе работников в Латвию учитывается средняя зарплата, надо улаживать множество бюрократических формальностей, а пищевая промышленность — не самая богатая, зарплаты тут не так велики, как в IT, и платить среднюю зарплату со всеми налогами дорого», — отметила Шуре.
По ее мнению, если в ближайшее время ситуацию не исправить, то крупные компании, у которых есть дочерние предприятия в странах Балтии, перестанут вкладываться в производство в Латвии и переведут инвестиции в Эстонию или Литву.
«Чтобы не потерять инвестиции и объемы, чтобы можно было строить заводы в Латвии, нужно срочно решить этот вопрос.
Потому что инвестор посмотрит, стоит ли вкладывать в Латвии, если здесь нет нормальной рабочей силы», — сказала Шуре.
Предложение об облегчении ввоза иностранных работников Латвийская федерация предприятий пищевой промышленности обсудила с министерствами земледелия и экономики.
«Мы ждем реальных действий, ситуация критическая, пришел последний момент, чтобы разрешить ее», — подчеркнула Шуре.
Ранее против привлечения на работу в Латвию представителей низкооплачиваемых профессий выступил парламентский секретарь министерства юстиции Янис Иесалниекс. По его мнению, страна должна привлекать представителей лишь тех профессий, которые предполагают наличие степени не ниже бакалавра, а размер зарплаты — выше среднего.
«Нам не нужно замещать работников какого-нибудь рыбного цеха и завозить на их место других, которые будут закатывать рыбу в банки. Если мы пустим гастарбайтеров на такие низкоквалифицированные профессии, то это будет означать, что мы готовы заменить жителей Латвии другими людьми, готовыми работать за меньшие деньги», — заявил Иесалниекс.
В Латвии последние десятилетия наблюдается сокращение трудоспособного населения вследствие низкой рождаемости и массового оттока трудоспособных людей в возрасте 20-40 лет. В Минэкономики уже отмечали возможность того, что к 2020 году Латвия может столкнуться с дефицитом работников, сопоставимым по размерам с населением Вентспилса. В самом лучшем случае, к 2022 году в Латвии будет не хватать порядка 16 тысяч специалистов с высшим образованием по математике и инженерным наукам, а также 30 тысяч работников с профессиональным образованием. И все это при избытке специалистов по гуманитарным и социальным наукам.