Недавнее утверждение экс-министра сообщения Талиса Линкайтса, будто «Латвию в Брюсселе считают глушью», звучит очень обидно, сказал Ушаков. Но заслуга в формирования такого представления о Латвии принадлежит, по его убеждению, таким министрам, каким был и сам Линкайтс:
«Он был министром сообщения — и в том числе несет самую прямую ответственность за то, что мы сейчас обсуждаем, пойдет или не пойдет Rail Baltica через Ригу. И если Rail Baltica пойдет по маршруту Таллин — Саласпилс — Вильнюс, то это и будет сертифицированная печать, что Ригу и Латвию превратили в абсолютную глушь. (..) Есть такие министры, которые свою страну в глушь превращают.
Во-вторых, это, мягко выражаясь, неуважение к собственной стране. Потому что весь Евросоюз состоит из самых разных стран — из них по меньше мере половину, посмотрев на карту, можно высокомерно называть глушью, окраиной и так далее, Извините меня, Португалия тоже ведь тогда получается ею, только с другой стороны. А Греция тогда по этой логике — не глушь?»
По оценке Ушакова, получилось довольно символично, что именно Новая консервативная партия в ее нынешнем виде, с Лианой Лангой, с ее кампанией «аткриевискошаны» идет первым номером:
«Потому что у нас цикл сейчас будет: 2024, 2025, 2026 год — выборы Европарламента, выборы самоуправлений и Сейм. Раньше у нас как было? Одним из главных лозунгов было — Krievi nāk! («Русские идут!»). Теперь у нас будет — Krievi un vīrieši kleitās nāk! («Русские и мужчины в платьях идут!»).
То есть [в предвыборных кампаниях партий] у нас всё опять будет вокруг национального, полового вопроса, только об этом. Мы уходим в абсолютнейший мрак в том плане, что у нас главный риск — впереди еще несколько лет политики будут кричать-ругаться-материться о том, что не имеет абсолютно никакого отношения к насущным проблемам людей.
И вот этот старт с Линкайтсом, говорящим про «глушь» при том, что (извините, у меня нет приличных слов) случилось с Rail Baltica... Рига была столицей всегда! До 2030 года проект надо запустить, он будет стоить 8 миллиардов. Он стоил — два.
Денег дополнительных из бюджета ЕС не будет, Латвия не найдет дополнительно этих денег. То есть пока будут искать деньги, пока будут параллельно проектировать... Потому что нельзя же просто на эти деньги построить, у тебя огромное количество всяких бюрократических официальных вещей, — сейчас 2023 год, если ты хочешь к 2030 году что-то серьезное построить, тебе нужно было проектировать вчера. Произошла катастрофа — мы уже не успели».