После инструктажа в Киеве большая часть наблюдателей из Латвии отправились в Одессу, а Любовь Швецова решила посмотреть за процессом голосования во втором по величине городе страны — Харькове. По возвращении на родину Любовь Швецова рассказала об увиденном.
Без запрещённой агитации
— Поскольку я человек новый не только в политике, но и в международных делах, то ко мне прикрепили опытнейшую коллегу из Швеции, которая только за выборами на Украине наблюдала по линии ОБСЕ уже четыре раза. Свою работу мы начали вместе с открытием участков для голосования — выехали на участки уже в семь утра.
Важно подчеркнуть, что мы не информировали ни местный избирком, ни руководство участков о своем визите. И, значит, заранее «подготовиться» к нашему приезду избирательные комиссии не могли.
Всего мы посетили шесть участков в разных районах Харькова. Все было организовано на редкость профессионально, члены избиркома четко регистрировали пришедших на участки избирателей, выдавали бюллетени и объясняли правила голосования, если кто не знал.
Кандидатов в президенты на Украине было очень много, и бюллетень получился длинным. Однако сам принцип голосования был очень прост: напротив понравившегося кандидата избиратель должен был в квадратике поставить крестик. Даже если избиратель вместо крестика просто ручкой закрашивал квадрат напротив того или иного кандидата, то такой бюллетень считался действительным.
Никакой запрещенной агитации на участках или вблизи них мы не заметили. Более того, в процессе голосования и тем более подсчета голосов — а мы присутствовали на всех этапах работы избирательных комиссий — мы не обнаружили каких—либо нарушений.
Хотела бы заметить, что мы даже на своей машине сопровождали служебную машину избирательного участка, на которой доставлялись бюллетени — для сверки результатов голосования. Таким образом, мы хотели убедиться, что в дороге никакие бюллетени не исчезнут и не будут заменены.
В Харькове обошлось без админресурса
— Были ли на участках в Харькове наблюдатели от самих кандидатов? Удалось ли с ними пообщаться?
— Да, на каждом участке были представители тех или иных кандидатов. Я поговорила и с наблюдателями от Зеленского, и с наблюдателями от Тимошенко и Бойко, то есть от фактической оппозиции действующему президенту.
По крайней мере в Харькове, по словам этих наблюдателей, административный ресурс не использовался. Иными словами, люди Порошенко не пытались повлиять административными методами на волеизъявление избирателей. Об этом свидетельствуют и результаты выборов, в том числе и в Харькове, где тоже победил основной соперник действующего президента — Владимир Зеленский.
Кстати, интересно, что в Харькове второе место занял вовсе не Порошенко, а Бойко, который набрал аж в два раза больше голосов, чем действующий глава государства! Порошенко в Харькове пришел третьим, лишь незначительно опередив Тимошенко.
Единственное замечание: на одном участке наблюдатель от Тимошенко сидел, облокотившись на избирательную урну. Конечно, в Латвии нечто подобное было бы немыслимо...
Но, с другой стороны, это ведь на сами результаты голосования никак не влияет. Хотя мы внесли в протокол, что наблюдатель находился прямо рядом с урной и члены избирательной комиссии даже не сделали ему замечания.
А город живёт...
— Удалось ли погулять по самому Харькову?
— Мы начали свою работу 31 марта в семь утра, а закончили после двух часов ночи. Все впечатления от Харькова — из окна автомобиля. Да, и еще мы пообедали в местном кафе.
Могу сказать, что город очень живой и, что бросается в глаза, в городе очень много молодежи. Это и неудивительно, если учесть, что в Харькове около ста вузов! Всего же в городе проживает более 1,5 миллиона человек — сколько, наверное, нынче во всей Латвии.
Цены на питание, конечно, на порядок ниже, чем в Риге. Но, с другой стороны, и доходы у харьковчан не идут ни в какое сравнение с доходами рижан. Нужно сказать, что чаевые в размере одного евро — это, по меркам харьковчан, просто фантастические чаевые. Но так город весьма ухоженный и дороги, кстати, хорошие.
— Наверное, прогнозы относительно победителя второго тура выборов делать сложно?
— В любом случае мой статус международного наблюдателя не позволяет делать такие прогнозы. Но я могу сделать вывод, что на выборах на Украине обеспечена реальная конкурентная борьба.
Впечатления от Украины оказались намного лучше, чем я ожидала.
Украинцы удивили Кирштейнса
Отметим, что и глава латвийской делегации в Парламентской ассамблеи ОБСЕ Инесе Икстена после посещения избирательных участков осталась довольна увиденным.
Она тоже никаких грубых нарушений, способных повлиять на результаты выборов, не обнаружила.
Наблюдатель А. Кирштейнс на своей страничке в социальной сети Facebook обратил внимание на то, что из 39 кандидатов реальными претендентами на главный пост в стране являлись всего трое—четверо кандидатов. Остальные, понимая, что у них нет ни единого шанса, спокойно платили огромную гарантийную сумму — 2,5 млн гривен (82 тыс. евро)!
По словам А. Кирштейнса, такая ситуация очень удивила тех международных наблюдателей, которые не имели опыта работы в подобных миссиях.