Алексей Иванович Янков жил с женой Валей в Риге на Артиллерияс. Слышал я рассказы про то, как он во время войны купил самолёт, но как-то не то, чтобы не верил, но считал чем-то из семейных легенд. Да, как колхозник купил танк, мы ещё в школе проходили. Но чтобы живой, реальный человек, живущий рядом, мог совершить поступок из учебника истории, казалось каким-то мифом. И вот теперь "внезапно" открылось мне...
Начало войны Алексей Иванович встретил младшим лейтенантом на Дальнем Востоке командиром пикирующего бомбардировщика Пе-2. Механиком в его экипаже был старшина Николай Кожевников, а стрелком-радистом сержант Афанасий Мартусов. Шёл уже 1943 год, враг топтал родную Ростовскую землю, а многочисленные рапорты членов экипажа с просьбой отправить в действующую армию оставались без удовлетворения.
И тогда у них созрел коварный план: купить собственный самолёт. Откуда у них взялась требуемая сумма, история умалчивает. Вернее, были разговоры, что отец Алексея Ивановича был довольно зажиточным казаком. Якобы даже кулаком, и был по этому поводу репрессирован. Так это или нет, точно неизвестно. Но конечно, не с оклада "мамлея" скопили эти денежки, родственники помогли. И вот, в один прекрасный день им был выписан вот этот чек.
Оказалось, что только такой огромной суммой можно было тронуть сердце безжалостного советского диктатора и получить, наконец, разрешение попасть туда, где трудно, опасно, где убивают - на фронт.
И вот, наконец, настал тот час, когда новенький Пе-2 с № 5/345 и надписью на борту «Построен на средства экипажа Янкова, Мартусова, Кожевникова» был торжественно передан экипажу и отправился воевать.
Экипаж попал в воздушную разведку, быстро освоился и начал выполнять боевые задачи.
Вот наградная на орден Славы за первые пять боевых вылетов на разведку и фотографирование и проявленную при этом инициативу.
Затем были ещё боевые вылеты, разведка, обнаружение целей, фотографирование, преследование вражескими истребителями. Тельшай, Трешкяй, Либава, Виндава, Тукумс, Талси. За 36 вылетов в ноябре 1944 г. удостоен орденом Красного знамени. Последний военный орден Отечественной войны получен за 86 боевых вылетов и разведывательные полёты в районе Кенигсберга. Последний свой 106й боевой вылет Алексей Иванович совершил 8 мая 1945 года над Курляндским котлом. Как один из самых достойных офицеров он был включён в сводный батальон 1 Прибалтийского фронта на параде Победы 24 июня 1945 г. в Москве.
После войны Алексей Иванович служил в Группе советских войск в Германии, затем в Крустпилсе, окончил службу в Риге. На пенсии заведовал гаражом одного из Юрмальских санаториев. Умер в 1990 г. почти одновременно с той великой страной, в которой за деньги можно было купить самолёт для защиты своей Родины.