В отличие от своих собратьев в других городах Европы, Рижский цирк особой помпезностью не отличается. Здесь просто и уютно. Конструкции сводов здания цирка, а также подпоры зрительного зала сделаны из обычных железнодорожных рельсов. Партер рассчитан на 580 мест, амфитеатр — на 450. Диаметр манежа составляет почти 12 метров. Рабочая высота купола — 11 метров. В цирке есть зрительское фойе, гардеробные, тренировочный зал, помещения для животных, слоновник для шести слонов и два стойла для тридцати лошадей, а также гримуборные, электроцех, помещения для звукооператора, костюмера, обслуживающего персонала и администрации. Первое представление было дано 29 декабря 1888 года.
За свою более чем столетнюю историю капитальный ремонт здесь не проводился ни разу. Но еще в 60–х годах прошлого века было установлено, что в металлических конструкциях купола начались процессы коррозии. Однако определить, насколько затянулся этот процесс, оказалось делом непростым, так как для этого пришлось бы снимать всю обшивку. Поэтому ограничились статическими нагрузками. "Такие проверки происходят примерно раз в 10 лет, чтобы понять, можно ли этот купол продолжать использовать в представлениях", — рассказывает преподаватель Рижского технического университета Айгар Удрис.
За деформацией купола следят точные сенсоры. Фиксируемые отклонения от нормы — в пределах 1 сантиметра. Это допустимо, то есть ставить номера на высоте или подвесить под купол, к примеру, слона в цирке смогут. Но все же во время прошлой проверки в 2001 году деформация была меньше. Это значит, что рано или поздно без реконструкции купола не обойтись. Ремонт нужен и всему зданию цирка. Ущерб от недавнего пожара составил порядка 35 тысяч евро, однако, чтобы качественно все восстановить, ну
— Одно дело — отремонтировать то, что сгорело, но другое — обугленные двери, задымление, снос обшивок и их восстановление. Это нужно все делать заново, недостаточно просто помыть. И я не могу сказать, сколько стоит восстановление исторического наследия — сгоревших фотографий и афиш, — поясняет директор Рижского цирка Лолита Липинска.
Однако ремонт исторического объекта затягивается во многом благодаря продолжавшейся с 1993 года тяжбе между потенциальными собственниками объекта и земельного участка. Здесь была и загадочная смерть одного из собственников в автокатастрофе, случившаяся спустя два часа после того, как была подписана дарственная на имущество. В итоге в конце 2013 года палата по гражданским делам Верховного суда Латвийской Республики пришла к заключению, что недвижимое имущество, состоящее из земельного участка площадью 3 807 квадратных метров и самого объекта, переходит в собственность государства. Но это решение так и не стало окончательным.
Естественно, за все время имущественного спора вкладываться в реконструкцию здания никто и не собирался. Частникам до этого особого дела и не было. А государство в лице Министерства культуры ассигновало несколько десятков тысяч евро ежегодно на самые неотложные цели. Но в годы кризиса выделение денег вообще прекратилось. Ни о каком капитальном ремонте не было и речи. Не стоит на повестке дня этот вопрос и сейчас. По словам директора цирка Лолиты Липинской, на эти цели требуется много миллионов евро. Кто эти деньги может предоставить, неясно. Но пока окончательно не решен вопрос о собственности, получить разрешение контрольных служб на любую перепланировку практически невозможно.