Петербургский суд 24 января признал незаконной установку памятной доски лидеру Белого движения адмиралу Александру Колчаку, ссылаясь на решение от 1999 года, согласно которому Колчак не подлежит реабилитации.
РИА Новости восстановили историю попыток реабилитации белого адмирала и некогда "верховного правителя России", которые продолжаются и сейчас.
История вопроса
Первые попытки реабилитировать Александра Колчака начались в середине 1990-х годов на волне реабилитации пострадавших от массового террора 1930-х. Некоторые общественные организации и просто частные лица стали поднимать вопрос о законности расстрела адмирала и председателя его правительства Виктора Пепеляева 7 февраля 1920 года в Иркутске по решению Иркутского военно-революционного комитета.
В итоге в 1999 году дело дошло до военного суда Забайкальского военного округа (в настоящее время — Восточно-Сибирский военный окружной суд). Суд рассматривал вопрос в соответствии с законом "О реабилитации жертв политических репрессий", однако решил, что бывший "верховный правитель" реабилитации не подлежит.
В суде РИА Новости подтвердили, что в 1999 году постановление о расстреле Колчака сочли обоснованным, а его самого признали участником репрессий. В прокуратуре Омской области напомнили, что определение обжаловалось в Военной коллегии Верховного суда, которая пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены вынесенного решения.
В областной прокуратуре также сообщили, что в 2004 году Главная военная прокуратура проверила уголовное дело в отношении Виктора Пепеляева. В его реабилитации также было отказано.
Члены правительства Колчака
В 2007 году некоторые СМИ сообщили, что прокуратура Омской области рассматривала вопрос о возможной реабилитации Колчака, но не нашла оснований для этого. Однако, как рассказал РИА Новости начальник уголовно-судебного управления ведомства Сергей Савин, речь шла не о самом Колчаке, а о членах его правительства.
В 2005 году в омскую прокуратуру поступили материалы дополнительной проверки для рассмотрения вопроса о реабилитации членов правительства Колчака, публичный суд над которыми состоялся в Омске в мае 1920 года.
Правительству Колчака были предъявлены обвинения в преступлениях против советской власти и народа, поддержании созданного "верховным правителем" политического режима, который характеризовался массовыми преследованиями и истреблением трудового населения.
Прокуратура изучила архивные документы и пришла к выводу, что оснований для постановки вопроса о реабилитации не имеется.
В ведомстве также пояснили, что не подлежащими реабилитации из 23 членов осужденного как министерство, а не отдельные лица правительства Колчака были признаны 19 человек. В отношении остальных решение не было принято из-за отсутствия необходимых материалов.
В надзорном ведомстве напомнили, что Чрезвычайный ревтрибунал при Сибирском Революционном Комитете четырех членов колчаковского правительства приговорил к расстрелу, шестерых – к пожизненным принудительным работам, троих – к принудительным работам на время гражданской войны. Еще девять человек были приговорены к принудительным работам на десять лет, а помощник главноуправляющего по делам вероисповеданий Писарев помещен в психиатрическую лечебницу.
Современная ситуация
Попытки реабилитировать лидеров Белого движения продолжаются и сейчас. В частности, депутат Госдумы Виталий Милонов в 2016 году обратился к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой вновь рассмотреть вопрос о реабилитации адмирала Колчака и барона Унгерна.
"От Генпрокуратуры в ответ на обращение пришел отказ, в этом году мы готовим новое депутатское обращение по вопросу реабилитации лидеров Белого движения", — сказал Милонов РИА Новости. При этом он назвал символичным то, что решение о демонтаже памятной доски Колчаку в Петербурге принято накануне столетия Февральской революции.
"Событие, которое случилось сто лет назад, до сих пор разделяет нашу страну. России давно пора найти язык примирения и гражданского единства. Лидеры Белого движения нуждаются в реабилитации так же, как тело Ленина нуждается в скорейшем захоронении. Мы должны помнить и о Февральской революции, и об Октябрьской революции как о страшных уроках, которые произошли с нашей страной", — подчеркнул Милонов.
Бывший духовник движения "За веру и отечество", советник директора канцелярии Российского императорского дома иеромонах Никон (Белавенец), который в начале 2000-х годов добивался реабилитации Колчака, надеется, что решение суда о незаконности установки памятной доски оживит дискуссию о необходимости реабилитации адмирала.
В разговоре с корреспондентом РИА Новости Никон сказал, что в последние годы он не пытался обжаловать отказ Военной коллегии Верховного суда в реабилитации Колчака, так как, по его словам, там не принимают никакую аргументацию и пока активность может спровоцировать лишь очередной отказ. Между тем он считает, что правовых оснований для отказа в реабилитации Колчака нет и вопрос рано или поздно будет решен положительно.
"Мои иски писали профессиональные юристы строго на основании законодательства, где отмечали, что приговор Колчаку не был судебным решением, что в то время была отменена смертная казнь, и так далее. К сожалению, сейчас не хватает политической воли, и мы становимся жертвами исторического невежества", — считает он.
Александр Васильевич Колчак (1874-1920) — русский военный и политический деятель, флотоводец, ученый-океанограф, полярный исследователь. Во время Гражданской войны был одним из лидеров Белого движения, занимал пост верховного главнокомандующего Русской армией, а также — с ноября 1918 по апрель 1920 года — временную должность "верховного правителя России". В ночь с 6 на 7 февраля 1920 года он был расстрелян по постановлению Иркутского военно-революционного комитета.