Во многих военных флотах мира есть корабли, которые воспринимаются как своеобразный символ традиций, воплощение отваги и самопожертвования моряков: русский «Варяг», американская «Arizona», британский «Victory»… Для австралийцев таким символом стал легкий крейсер «Perth», геройски погибший в неравном бою с японцами 28 февраля 1942 года. За свою короткую, но яркую и богатую событиями жизнь он заслужил от австралийских историков почетное прозвище «Корабль отваги».
На службе Его Величества
Герой нашей статьи, первоначально известный как легкий крейсер «Amphion», был заложен на британской верфи Portsmouth Naval Dockyard 26 июня 1933 года, спущен на воду 27 июля 1934 года, но введен в строй лишь 6 июля 1936 года. 10 июля 1939 года герцогиня Кентская Мария официально переименовала крейсер в «Perth» (в честь столицы штата Западная Австралия). Новым командиром корабля стал кэптен Гарольд Фарнкомб, костяк команды составил экипаж старого австралийского легкого крейсера «Adelaide», находившегося в резерве.
От Ямайки до Египта
26 июля 1939 года крейсер «Perth» навсегда покинул Великобританию и направился в Нью-Йорк, где 4–16 августа представлял Австралию на Всемирной выставке. Новость о начале Второй мировой войны застала корабль в Карибском море, и он получил приказ охранять судоходство в Вест-Индии, базируясь на Ямайке. Немецкие рейдеры в регионе так и не появились, поэтому встреч с противником австралийцы не имели. Можно отметить лишь то, что в октябре 1939 года «Perth» участвовал в безуспешной попытке перехвата немецкого рейдера «Deutschland», который действовал в Северной Атлантике.
Рутинная патрульная служба прервалась в начале весны 1940 года, когда было принято решение отправить крейсер домой. 31 марта «Perth» добрался до главной базы австралийского флота в Сиднее. Весной-осенью того же года он занимался охраной судоходства в австралийских водах, одновременно выступая в роли флагмана командующего Австралийской эскадрой контр-адмирала Джона Крейса. В июне сменился командир крейсера: место Фарнкомба занял кэптен сэр Филип Бойер-Смит.
Война требовала от Великобритании полного напряжения сил, и 28 ноября 1940 года «Perth» отправился в Средиземное море, сопровождая войсковой конвой US-7. 23 декабря он прибыл в Суэц и вошел в состав 7-й эскадры крейсеров британского Средиземноморского флота. На главной базе флота в Александрии корабль прошел импровизированную модернизацию: его оснастили двумя трофейными 20-мм итальянскими зенитными автоматами (позднее их заменили счетверенным 40-мм «пом-помом»).
В январе-марте 1941 года крейсер сопровождал конвои на Крит и Мальту, а также в материковую Грецию. К тому времени на Средиземноморском театре военных действий появились значительные силы немецкой авиации: во время перехода на Мальту 16 января 1941 года «Perth» легко пострадал от ближнего разрыва авиабомбы.
Ярким эпизодом войны в Средиземном море стал бой у мыса Матапан 28 марта 1941 года, в котором довелось участвовать австралийским морякам. На первом этапе сражения британская эскадра вице-адмирала Генри Придхэм-Уиппела (4 легких крейсера, включая «Perth», и 3 эсминца) была атакована сначала тремя итальянскими тяжелыми крейсерами в сопровождении эсминцев, а затем линкором «Vittorio Veneto», который сделал 29 залпов за полчаса.
Итальянцы выпустили сотни снарядов, но не добились ни одного попадания. В свою очередь, атаки британских торпедоносцев с авианосца «Formidable» и береговых баз повредили «Vittorio Veneto» и тяжелый крейсер «Pola».
Линкор смог уйти, но крейсер потерял ход, оставшись неподвижным под прикрытием группы кораблей. Ночью английские линкоры нашли и уничтожили три итальянских тяжелых крейсера («Pola», «Zara», «Fiume») и два эсминца, англичане и австралийцы не понесли потерь в кораблях. Британские крейсера, среди которых оказался и «Perth», сыграли важную роль в этом триумфе.
Морская победа не сопровождалась успехами на суше, и в апреле «Perth» вместе с другими крейсерами принял участие в эвакуации британских войск из материковой Греции. Позднее ему пришлось эвакуировать солдат с Крита под массированными ударами немецкой авиации. 29 мая соединение, в состав которого вошел «Perth» (4 легких крейсера, транспорт и 3 эсминца), приняло на борт 6000 человек с южного побережья острова – 1200 военнослужащих оказались на борту австралийского крейсера.
Корабли легли на обратный курс и утром 30 мая подверглись авианалету. В 9:30 бомба с Ju-88 попала в носовое котельное отделение крейсера «Perth». Погибли 4 моряка и 9 эвакуируемых солдат, однако корабль не потерял хода и благополучно вернулся в Александрию. Повреждения потребовали месячного ремонта, в ходе которого «пом-пом» заменили на четыре 20-мм «эрликона» и установили более мощную катапульту. Затем «Perth» принял участие в обстреле побережья Сирии, а 18 июля направился в Австралию.
«Корабль отваги»
12 августа 1941 года крейсер прибыл в Сидней и встал в профилактический ремонт. В октябре должность его командира занял известный в австралийском флоте кэптен Гектор Уоллер, который ранее отличился в боях на Средиземном море, командуя флотилией эсминцев. После окончания ремонтных работ «Perth» находился в австралийских водах, а когда началась война с Японией, некоторое время занимался сопровождением конвоев. 24 февраля 1942 года крейсер прибыл в базу Сурабая на острове Ява, где базировались американские, британские, голландские и австралийские корабли международного соединения ABDA.
Превосходство японцев, которые готовили морской десант на Яву, выглядело подавляющим. В состав 2-го флота вице-адмирала Нобутаке Кондо входили 4 линейных крейсера, 1 легкий и 4 тяжелых авианосца, 8 тяжелых и 6 легких крейсеров, около 50 эсминцев. В конце февраля 1942 года эскадра ABDA под командованием голландского контр-адмирала Карла Доормана могла противопоставить этой армаде лишь 2 тяжелых и 3 легких крейсера (включая «Perth»), а также 10 эсминцев – разнотипные корабли разных флотов, никогда не действовавшие совместно. И все же, союзные моряки не собирались сдаваться без боя.
Днем 27 февраля 1942 года разведывательные самолеты союзников обнаружили десятки японских транспортов, приближавшихся к Яве под охраной крейсеров и эсминцев. Эскорт выглядел небольшим, что давало призрачную надежду на успешный удар по силам вторжения. Оценив обстановку, адмирал Доорман вывел в Яванское море все свое ударное соединение и после 16:00 попытался атаковать врага.
Его противником оказался японский контр-адмирал Такео Такаги, имевший два тяжелых крейсера, два легких крейсера и 14 эсминцев. Формально можно было говорить о равенстве сил, но на стороне японцев выступали лучшая боевая подготовка и более сильное вооружение кораблей. Неудивительно, что попытка Доормана прорваться к японскому конвою окончилась неудачей. Хотя артиллеристы крейсера «Perth» заявили о нескольких попаданиях в японские корабли, доподлинно известно, что никаких серьезных повреждений японцы не получили.
В 17:08 британский тяжелый крейсер «Exeter» получил попадание 203-мм снаряда (вероятно, с тяжелого крейсера «Haguro»), ему пришлось снизить скорость из-за повреждений машины. «Perth» прикрыл «товарища» дымовой завесой, маскируя отход англичан. Чуть позже японская торпеда потопила голландский эсминец «Kortenaer», а британский эсминец «Electra» погиб под огнем легкого крейсера «Jintsu». Соединение ABDA рассыпалось на части, и Доорман попытался перегруппировать его, прикрываясь дымовыми завесами. Торпедная атака союзных эсминцев не дала результата, после чего в сражении наступила пауза, поскольку адмирал Такаги не рвался вперед, опасаясь подлодок и минных полей. Маневрируя в поисках противника, корабли Доормана зашли на минное поле, где в 21:25 подорвался и затонул британский эсминец «Jupiter».
Уцелевшие эсминцы союзников ушли в базу для дозаправки и перезарядки торпедных аппаратов. В союзной эскадре остались лишь четыре крейсера (три легких – «Perth», голландские «Java» и «De Ruyter», а также тяжелый американский «Houston»). После 23:00 их атаковали японские тяжелые крейсера «Nachi» и «Haguro» в сопровождении эсминцев, быстро потопившее торпедами оба голландских крейсера. Адмирал Доорман погиб на флагманском «De Ruyter», а кэптен Уоллер, оказавшийся в роли старшего командира, увел два уцелевших корабля в Батавию. Об итогах сражения он писал в официальном отчете:
«Под командованием у меня оказались неповрежденный крейсер с 6-дюймовой артиллерией и крейсер с 8-дюймовой артиллерией, у которого почти не осталось боеприпасов, и были неисправны кормовые орудия. Эсминцев у меня не имелось. Мне противостояли 6 крейсеров, один из которых, вероятно, затонул [на самом деле четыре, ни один из которых не пострадал – прим. автора] и 12 эсминцев. В вопросах воздушной разведки они уже играли в кошки-мышки с ударным соединением, и я не видел возможности атаковать врага (с момента наступления темноты мне не были известны их перемещения, и несколько докладов давали мне разные курсы)… Поэтому я без сомнений вывел из боя то, что осталось от ударного соединения…»
У союзников на Яве оставались два тяжелых крейсера, имевшие повреждения и неисправности разной степени тяжести (британский «Exeter» и американский «Houston»), один исправный легкий крейсер («Perth») и семь боеспособных эсминцев. Теперь вопрос стоял так: сдать корабли японцам, оставить их погибать в гаванях или попытаться прорваться. Союзники решились на отчаянную попытку прорыва. Корабли уходили группами вечером 28 февраля. Первыми из Сурабаи вышли четыре американских эсминца – которые смогли пройти через японские дозоры и через несколько дней достигли Австралии.
Следующими базу покинули «Exeter» в сопровождении британского и американского эсминцев – утром следующего дня все три корабля были потоплены в коротком бою японскими тяжелыми крейсерами. Последними с Явы уходили «Perth», «Houston» и голландский эсминец «Evertsen» (еще два небоеспособных голландских эсминца пришлось уничтожить в гавани). Из-за нехватки горючего в осажденной Батавии «Perth» получил лишь половину требуемого топлива, ощущалась нехватка и в боеприпасах.
Кэптен Уоллер снова оказался в роли командира соединения – на сей раз из двух кораблей («Evertsen» задержался в порту из-за технических проблем и действовал самостоятельно). Скудные разведданные говорили о том, что он сможет пройти через пролив Сунда незамеченным и отправиться в Австралию или на Цейлон. К несчастью, эта информация устарела буквально на несколько часов – по злой иронии судьбы «Perth» и «Houston» столкнулись с японским войсковым конвоем, только что подошедшим к Батавии.
Полсотни транспортов с солдатами сопровождали тяжелые крейсера «Mogami» и «Mikuma» (под флагом командира 7-й дивизии крейсеров контр-адмирала Такео Куриты), легкие крейсера «Natori», «Yura» и 9 эсминцев (командир легких сил – контр-адмирал Кендзабуро Хара). Первыми корабли союзников обнаружил эсминец «Fubuki», в 22:30 начавший слежение за ними. В 23:06 наблюдатели с крейсера «Perth» также заметили противника (вероятно, эсминец «Harukaze») и Уоллер объявил боевую тревогу. Бой в проливе Сунда оказался совершенно неожиданным как для японцев, так и для союзников.
Количество японских кораблей не оставляло австралийцам и американцам никаких шансов на успех. И все же, «Perth» и «Houston» отчаянно маневрировали, пытались вести огонь по обнаруженным целям, выпустили торпеды. Несмотря на превосходство в силах, японским кораблям пришлось скрываться под прикрытием дымовой завесы. «Perth» получил три попадания небольших снарядов с эсминцев, которые не нанесли крейсеру серьезного урона, и сам добился нескольких попаданий в противника.
Вероятно, именно огнем австралийцев был поврежден эсминец «Harukaze», у которого пострадали мостик и машинное отделение (погибли три и получили ранения 15 японских моряков). О том, насколько ожесточенным оказался бой, говорит тот факт, что японцы выпустили по двум союзным крейсерам более 80 торпед.
Удивительно, но австралийский и американский корабли все же смогли нанести врагу значительный урон – японцам пришлось выпускать торпеды в сторону собственных транспортов, что привело к серьезным потерям от «дружественного огня». Вскоре после 23:30 торпедный залп, «автором» которого считается тяжелый крейсер «Mogami», попал прямо в конвой сил вторжения, вследствие чего на мелководье затонули четыре транспорта и тральщик. На одном из тонущих судов находился командующий 16-й армией генерал-лейтенант Хитоси Имамура, которому пришлось вплавь добираться до берега. Повреждения получили японский тяжелый крейсер «Mikuma», эсминцы «Shirayuki» и «Harukaze». Не менее 60 человек погибли на транспортах, пострадала часть воинского имущества, на боевых кораблях погибли и получили ранения около 30 человек. Один из офицеров штаба Имамуры вспоминал, что десант на Яву оказался очень далеким от триумфа:
«Генерал понуро сидел на берегу на связке бамбука, когда я направился к нему и поздравил его с успешной высадкой. Я огляделся: у всех были черные от нефти лица, включая самого командующего».
Около полуночи Уоллеру доложили, что на крейсере «Perth» заканчиваются боеприпасы, и комендоры заряжают в орудия учебные болванки и осветительные снаряды. Командир приказал дать полный ход и попытаться оторваться от противника, но удача отвернулась от крейсера. В 24:05 в «Perth» попала японская торпеда, вскоре последовали еще три попадания. После второго попадания кэптен Уоллер приказал покинуть корабль.
Сам командир остался на гибнущем крейсере – последний раз его видели стоящим на мостике. В 24:25 героический «Perth» перевернулся и затонул. Вскоре пошел на дно и дравшийся до последнего снаряда «Houston» (его командир кэптен Альберт Рукс также погиб вместе с кораблем). Голландский эсминец «Evertsen», который вышел из гавани на два часа позже крейсеров, смог незамеченным пройти через пролив Сунда, но на рассвете его обнаружили и расстреляли японские корабли.
Из 681 человека, находившегося на борту крейсера «Perth», 353 погибли непосредственно в бою, еще 4 умерли, пытаясь добраться до берега. 324 уцелевших попали в плен к японским морякам, которые обращались с ними корректно. К несчастью, осенью 1942-зимой 1943 годов большинство членов команды попали на строительство печально известной «дороги смерти» – Бирманской железной дороги. А осенью 1944 года морякам «Perth» пришлось пережить транспортировку в Японию на «адских кораблях» под атаками американских субмарин. Всего в плену погибли или умерли 106 человек, четырех в 1944 году спасли с затонувшего судна американские подводники, остальные 214 вернулись домой сразу после капитуляции Японии осенью 1945 года.
Крейсер «Perth» стал одним из символов австралийского флота, а его последний бой считается ярчайшим проявлением стойкости и самопожертвования австралийских моряков. В честь героического корабля был назван ракетный эсминец типа «Charles F. Adams», введенный в строй в 1965 году, участвовавший во Вьетнамской войне и служивший до 1999 года. В 2003 году начал боевую службу «Perth» (III) – ракетный фрегат типа «Anzac». Кроме того, имя кэптена Уоллера носит австралийская дизель-электрическая субмарина «Waller», введенная в строй в 1999 году.
Алексей Лесин, warspot.ru