На вопросы отвечают депутаты последнего созыва Рижской думы Андрей Козлов, Михаил Каменецкий и депутат Европарламента Нил Ушаков.
- Сейчас многие эксперты призывают посмотреть на кризис, как на время возможностей. В том числе, для развития бизнеса. Насколько оправданы такие заявления?
Андрей КОЗЛОВ: Действительно, несколько дней назад один из местных политологов в интервью заявил, что «для предприимчивых людей коронавирус – время возможностей». Не так давно и бывший премьер-министр Латвии Марис Гайлис высказался в том духе, что все у нас не так плохо, как кажется. Некоторые предприниматели, по его словам, начали даже больше зарабатывать. Например, в строительстве – все больше людей остается без работы, а значит, становится легче найти работников и, возможно, поменьше им платить.
Я хотел бы немного поиронизировать на эту тему. У нас, действительно, наступает «время возможностей». Сейчас люди, у которых есть деньги, могут присмотреть себе прекрасную гостиницу, хороший ресторанчик или фитнес-клуб. Более серьезные бизнесмены могут попытаться приобрести сегодня то, что сегодня закрыто или парализовано, но, скажем так, повыше классом: вот, например, есть неплохая авиакомпания AirBaltic или предприятия транзитной отрасли. Если повезет, можно «прибрать» в частную собственность какой-нибудь порт.
Сейчас все просто – те люди, которые занимались бизнесом, наверняка, имеют сейчас задолженности – бизнес остановился, необходимо делать платежи по налогам, по аренде, по взятым кредитам. Но возможностей платить у них нет, а значит, счастливая армия администраторов неплатежеспособности уже готова к тому, чтобы начать все это забирать и продавать потом за совсем другие деньги.
Все это нам знакомо по событиям 2009-2010 годов. Так что, да, для предприимчивых людей настали, действительно, отличные времена. Особенно для тех, у кого есть знакомые администраторы неплатежеспособности или связи в правительстве. Думаю, мы вскоре увидим этих «предприимчивых людей», которые станут новыми владельцами ресторанов, гостиниц или авиакомпаний.
- А если без иронии?
Андрей КОЗЛОВ: А если без иронии, то, полезное заявление, на мой взгляд, сделал командующий Национальными вооруженными силами, который сказал, что армия готова обеспечить работой каждого молодого, физически сильного человека. Ну, и еще один момент, в качестве предложения – коль уж можно платить работникам меньше в частном секторе, так, может настало время подумать об экономии средств в госуправлении? Армия чиновников в несколько сотен тысяч человек по-прежнему не испытывает никаких сокращений, может, и Госканцелярии настало время подумать, как поэкономить государственные деньги? Раз, «работников найти стало легче»?
- Кстати, бюджет Министерства обороны, никто сокращать и не собирается…?
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: Посмотрим на этот вопрос чуть с другой стороны. Меня лично недавно порадовало новое заявление нашего президента, который заявил, что, мол, «настало время помочь нашим ученым». Это что, только сейчас настало время им помочь? По-моему, это время настало уже очень давно, а сейчас, просто, нечто «клюнуло» в правильное место кого следует.
Теперь о том, как помогать и за какие деньги. Президент в своем выступлении не сообщил, из каких средств надо «помогать нашим ученым». Хотя, ответ, кажется, очевидным. Эпидемиологическая защищенность страны – это вопрос национальной безопасности, это факт. Сейчас и время у нас, близкое к военному.
Только война немного не та. Я не говорю о снижении средств на оборону, но давайте перераспределим эти деньги хотя бы частично в пользу ученых и медиков. Направим на решение актуальных, настоящих вопросов, связанных с национальной безопасностью. Это была бы чудесная инициатива от президента, которую бы поняли все.
- Говоря о бюджетах. Недавно был утвержден бюджет Риги, который прокомментировал, в том числе, и бывший мэр Риги Олег Буров. Как Вы оцениваете его заявление?
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: В очередном сочинении этого господина, как всегда, изобиловало местоимение «я». Так сказать, главная буква в произведении. Меня, с большим опытом работы в финансовом секторе и в политике, удивило вот что: бывший мэр заявил, что, не смотря на сопротивление, он смог «легализовать бюджет». Что, простите, он имел в виду, я не понял!
Второй тезис, оттуда же. Примерная цитата: «Надо заимствовать деньги в Госкассе на строительство эстрады, потому что, если этого не сделать, можно не успеть достроить эстраду к Празднику песни и танца». Кажется, г-н Буров или лукавит, или не понимает, где все мы сейчас находимся. На мой взгляд, если сегодня и надо заимствовать деньги, то только для того, чтобы помочь тем, кто будет петь и танцевать на этой эстраде, дай Бог!
- Можно понять и так, что времена предстоят нелегкие?
Нил УШАКОВ: Нас ждут очень трудные времена после эпидемии. И не только из-за кризиса, а из-за действий нашего правительства во время этого кризиса. Эти люди катастрофически не понимают, что происходит и будет происходить в стране. Что ближайшие месяцы государство должно будет многих своих граждан просто кормить. Без всяких условий, проверок уплаченных ранее налогов. Людям надо будет просто помочь выжить.
В это время мы видим циничные до маразма голосования в Сейме, когда депутаты отказываются предоставить на время кризиса бесплатное питание всем детям с 1 по 4 классы. Раньше эту функцию всегда оплачивало государство. В прошлом году отказалось. Но мы-то отлично понимаем, что для многих детей школа была местом не только учебы, но и местом, где можно поесть.
Надо немедленно начать по домам или развозить горячее питание, или перечислять деньги на еду для детей родителям. Вводя, естественно, ограничения, чтобы на эти деньги нельзя было купить алкоголь или табак. Но правые партии проголосовали против этого предложения «Согласия».
- А как видится ситуация в Латвии, в контексте с общими процессами, происходящими в Евросоюзе?
Латвию впереди ждёт серьезный экономический и социальный кризис. Он будет больнее кризиса 2009-го года и будет больше похож на испытания 90-х. Намного серьезнее пострадает Европейский Союз в целом, не только Латвия. Будут по крайней какое-то время ограничены возможности найти работу в других частях ЕС. Непонятно, как все развернётся в США и в России. Но уже сейчас видно, что немало латвийцев останется без работы и без источников доходов.
Нынешняя система социальной поддержки в Латвии рассчитана на «мирное время», если так можно выразиться. Да если честно и в мирное время она не считалась особенно богатой и развитой. Сейчас у Латвии, равно как и у большинства стран ЕС нет никакого другого выхода, кроме как введение базового минимального дохода. Это значит, что государство платит своим гражданам или части своих граждан, которые по каким-то причинам не работают - фиксированное пособие. Если не накормить людей, которым нечего будет есть, ни о каком восстановлении экономики говорить не получится.
Введение базового минимального дохода связано с огромным количеством вопросов – какого размера, каким группам населения, как долго, при каких условиях доход платят, когда перестают платить.
Надеяться на то, что наше правительство само сможет предложить такое решение, было бы излишним оптимизмом. Пока у них лучше получается отменять бесплатные билеты и обеды. На общеевропейском уровне за введение базового минимального дохода борются социал-демократы в Европарламенте, у нас дома - «Согласие».
Андрей Антонов.